«Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет
Русский театр Эстонии 9 и 10 февраля, представит на XXIII Пушкинском фестивале спектакль «Пять вечеров», в постановке режиссера Александра Кладько. «Пять вечеров» – несомненно, одно из лучших произведений драматурга Александра Володина. Любовь, которая пережила войну и разлуку. Ильин (Александр Ивашкевич) понял, что Тамара (Лариса Саванкова) – по-прежнему его звезда.
Зрители, которым посчастливилось попасть в Русский театр на «Пять вечеров», на три с половиной часа с головой погружаются в атмосферу конца 1950-х, с поразительной точностью, вплоть до мельчайших деталей воссозданную художником Борисом Шляминым.
– Сейчас кажется, что в шестидесятые было ощущение радости.
– Было. Но быстро угасло.
(Из интервью, которое Александр Володин дал в день 80-летия Марине Дмитревской)
Мне доводилось бывать в старых питерских коммуналках, с их длинными и почему-то извилистыми коридорами, где в полутьме непременно натыкаешься то на лыжи, в распорках дожидающиеся зимы, то на повешенный на стену вверх колесами ржавый велосипед, то, как герои спектакля, на жестяной таз. Эпоха узнается и в женских прическах (некогда модный, а ныне едва ли не кажущийся уродливым перманент), и в костюмах (кто-то из зрителей пенял театру, отчего Александр Ивашкевич – Ильин одет здесь так же, как Станислав Любшин в фильме Никиты Михалкова. Так ведь отечественная легкая промышленность той поры не баловала разнообразием: широкополая черная шляпа, добротное драповое пальто и костюм в полоску были униформой самостоятельного мужчины).
Характеры эпохи
Но главная и подкупающая верность эпохе – в характерах. В том, как бережно, умно и лирично прочли и сыграли старую (1959) пьесу Володина режиссер Александр Кладько и актеры Лариса Саванкова, Александр Ивашкевич, Елена Тарасенко, Татьяна Егорушкина, Дмитрий Кордас и Сергей Черкасов.
Петербургский режиссер Кладько ранее поставил в Таллинне «Старшего сына» и «Чиполлино». Мило, талантливо, но... не более. «Пять вечеров» – совсем другой уровень. Здесь очень много того, что хочется назвать театральным высшим пилотажем.
«Пять вечеров» – пьеса длинная. Обычно ее сокращают. Здесь режиссерские «ножницы» почти не тронули текста, потому что у Володина одно вытекает из другого, все взаимосвязано, герои заслуживают подробного (но и не лишенного доброты, а некоторые – и снисходительности) взгляда.
Почему Ильин вдруг вспомнил первую любовь? Потому что его случайная – на этот вечер – подруга Зоя заговорила о любви. А еще потому, что Зоя, феноменально точно сыгранная Еленой Тарасенко, вдруг ужаснула его: несовместимость интеллектов, интересов, кругозоров оказалась катастрофической! Но и довольно вульгарной Зое режиссер, актриса, а с ними и публика сочувствуют. Володин жалел и понимал этот несчастный женский социальный слой: фабричных девчонок, продавщиц, санитарок – с их неустроенностью, неутомимым желанием встретить того единственного и готовностью в который уж раз наступить все на те же грабли.
...А ей семью хочется, ведь женщина! И она уже не так верит в себя. «В чем дело, чего у меня не хватает?» И с третьим она уже теряет гордость, почти навязывается. А про нее говорят: «Какая распущенная...»
Зоя – охотница, чего только стоят ее взгляды: плотоядный на Ильина (а вдруг он и есть ее счастье?) и колюче-изучающий на Тамару (отчего он называет ее звездой? Если приглядеться, чем я хуже?). Но охотница неудачливая.
Жалость и преклонение
– Знаешь, что волнует меня в любой женщине? Я преклоняюсь перед ней, как перед чудом. В женщине есть мелодия, должна быть, иначе она – не женщина. Мне всегда кажется, что чудо-женщина беззащитна. Вот и получается, что любовь – это жалость и преклонение.
Александр Володин
И в спектакле в каждой женщине звучит эта мелодия. Характеры очерчены очень точно. Бедовая, отчаянная Катя (Татьяна Егорушкина), настоящая боевая подруга для пока еще ребячливого и наивного Славика (Дмитрий Кордас), может пойти одним из двух путей: либо Зоиным – в Кате есть некая простоватость, либо Тамариным – стать звездой для любящего мужчины и немножко – Снежной Королевой. Какой и сыграла Тамару Лариса Саванкова.
- Я взял маленькое зеркальце, посмотрел на себя в профиль и понял: не сможет она меня любить. Женщина в белом, как снежная королева, такая прекрасная, что я могу только боготворить ее издали... И вот та девушка, что звонила, представилась мне такой. И я говорю: не надо встречаться. За четыре дня до призыва! Вы, говорю, придете вся в белом, прекрасная, а я – вы не знаете, что увидите... Словом, полный идиот... Ну мы и встретились. И вот призыв. Женщины провожают нас, бегут за грузовиками, плачут. А моя не плачет. Кричит на бегу: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена!»
Александр Володин
Писатель подарил это прощание своим героям.
Лариса Саванкова в роли Тамары удивительна. Как и Александр Ивашкевич в роли Ильина. Уж сколько спектаклей они сыграли вместе: Дидро и мадам Тьербуш в «Голой правде», Фредерик Леметр и мадемуазель Жорж во «Фредерике», Вальмон и маркиза де Мертейль в «Опасных связях», Мышкин и Настасья Филипповна в «Идиоте». Их дуэт сыгран и слажен, как в фигурном катании. Но здесь в их игре возникает новая глубина и новое обаяние. Прошлое прочитывается в том, как они снова оттаивают, снова находят друг друга. Понимаешь, что слова Тамары «какая у тебя будет бесчувственная жена» согревали Ильина все дни войны. Мужчинам его поколения строки «Жди меня» Симонова были молитвой и надеждой, Ильин вслед за лирическим героем Симонова мог бы сказать Тамаре:
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Светлая тоска по людям
А что случилось дальше? Если биографии остальных персонажей выписаны четко и прозрачно, то Ильин – загадка. Мы знаем, что его исключили из института за то, что он назвал подлеца подлецом. Потом – фронт. Пока все ясно. Но послевоенные годы... Мы знаем только, что он работал шофером где-то на Севере. В 1959 году о сталинских репрессиях говорили глухо, а уж на сцене эта тема была табу. Возможно, прямодушие Ильина привело его на один из островов архипелага ГУЛАГ. Или предчувствие, что он сядет по чьему-нибудь доносу, заставило Ильина добровольно завербоваться на Север, где уж точно искать его не станут. (Так Иннокентий Смоктуновский в послевоенные годы уехал в заполярный Норильск.) Впрочем, подробности не так уж важны. Важно то, как Ивашкевич показывает, что можно быть интеллигентом, не будучи хлюпиком.
Постановка Кладько, как и ее герой, интеллигентна. Сентиментальна, но не слезлива. При всем драматизме (или мелодраматизме) она насыщена юмором: очень смешной получилась сцена, в которой Тамара и Ильин, не совпадая по фазе, переговариваются ночью из разных углов и Тамара, стесняясь и все же желая покрасоваться перед любимым мужчиной, выглядывает из-за ширмы в комбинации и тут же, испугавшись собственной смелости, прячется. Совершенно феерически сделана сцена Ильина и Кати в пивной, здесь столько комедийных деталей, что сцена проходит под непрерывный хохот зала. Замечательно придуман «дуэт ревнивиц», в котором Лариса и Зоя танцуют под песню «Миленький ты мой...»: он начинается как поединок, а заканчивается как братание подруг по несчастью.
Наконец, финал, в котором есть и душевное тепло, и почти что семейная трогательная интонация, объединяющая сцену и зал. Падает мягкий, рождественский снежок, и за стеклом мы видим лица всех действующих лиц. А затем зрителей угощают шарлоткой, которую пекла во втором акте Тамара. (Кстати, шарлотку в самом деле готовит – к каждому представлению – Лариса Саванкова.)
То недолгое ощущение радости, о котором говорил Володин, передается залу. А еще светлая тоска. Не столько по времени, сколько по людям. Власть была плохая (хотя и о нынешней добрых слов не скажешь), а люди прекрасные. И только потом соображаешь, что Тамара и Ильин вряд ли дожили до наших дней, а Катя и Славик если и дожили, то им по 75 лет, и они, скорее всего, живут в бедности, как большинство пенсионеров.
Театральный критик Борис Тух (Эстония, Таллин)
А вам еще не вышли сроки?
А нам уже пора, пора...
Вам результаты перестройки
увидеть и кричать ура.
А может быть – уж нас не будет,
но с наше поживете вы
и на своем развале судеб
промолвите вслед нам: увы...
Александр Володин
Источник: ПЛН-FM
- «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России
- Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки
- Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни
- Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля
- All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил
- В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля
- Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году
- Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый
- Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько
- Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом!
- Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ»
- Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля
- Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале
- Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра
- Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле
- Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля
- Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий
- Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани
- Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами
- Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится
- «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты»
- Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя
- В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи»
- Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00
- Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих
- Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ
- Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре
- Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым
- В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль
- В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина»
- Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале
- В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля
- Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра
- Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня
- Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области
- Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех»
- Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды
- Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии»
- В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа
- Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол
- Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи»
- Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии
- «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта
- Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр
- Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове
- Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль
- «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам
- Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля
- Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами
- Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде
- «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса
- Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько
- Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом
- Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея»
- Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии»
- Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль
- Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю
- Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля
- Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году
- Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился
- Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль
- Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля
- Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра
- «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви
- Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене
- «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет
- Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал
- Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол
- На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты
- Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля
- Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове
- Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале
- «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды
- «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова
- Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому
- Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно
- Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя
- Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды
- В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова
- Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина»
- Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга