www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
26 июня 25 июня 22 мая 27 июня 16 июня Телефон прямого эфира 6 июня 17 июня 24 июня 16 мая 26 июня 30 января 30 июня 17 июня 27 июня 27 июня

Фильм, фильм, фильм...

03.07.2025 16:58 «ПЛН-FM»

Сидя вечером в мягком кресле перед экраном, погружаясь в чужую, но такую узнаваемую историю, я часто ловлю себя на мысли: что же это за магический ритуал, объединяющий человечество вот уже более века? Почему люди, с самого момента первого трепетного показа братьев Люмьер в Гранд-кафе на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года, не только не утратили интереса к этому искусству, но сделали его неотъемлемой частью своей душевной жизни? Как практикующего психолога, меня это волнует не просто как культурный феномен, а как мощнейший механизм работы человеческой психики.

 

Первый фильм – «Прибытие поезда» – вызвал у зрителей буквально панику. Они не были готовы к тому, что плоское изображение оживет. Это был шок от столкновения с новой реальностью. А потом пришел Жорж Мельес с его «Путешествием на Луну» (1902) – и стало ясно: кино не просто фиксирует жизнь, оно творит миры. Это был прорыв в сферу чистой фантазии. Позже, изучая немецкий экспрессионизм – угловатые тени «Кабинета доктора Калигари» или футуристические кошмары «Метрополиса» Ланга – я видела, как экран стал зеркалом коллективных страхов индустриальной эпохи. Советский монтаж Эйзенштейна показал силу кино как манифеста, а послевоенный нуар США – как исповеди о моральной опустошенности. Каждая эпоха находила на пленке отражение своих самых сокровенных тревог и надежд. И в этом – первая великая тайна его притягательности: кино легитимизирует наши внутренние состояния, делает их видимыми, общими.

Размышляя над этим в кабинете психолога, слушая клиентов, я пришла к выводу: кинематограф удерживает наше внимание потому, что он мастерски балансирует на грани узнаваемости и побега. Он одновременно:

  • Зеркалит реальность. Даже самая фантастическая сага говорит о базовых человеческих истинах – любви, предательстве, поиске себя, борьбе за справедливость. Вспомните «Джокера» (2019). Это не просто история суперзлодея. Это трагедия человека, сломленного системой, неспособного найти связь и понимание – темы, которые резонируют с экзистенциальной тревогой миллионов. Фильм дает язык для непроговариваемой боли.
  • Создает безопасную лабораторию эмоций. Это, пожалуй, самое важное с точки зрения психологии. В реальной жизни страх, гнев, грусть, даже невероятная радость могут быть подавляющими, разрушительными или социально неприемлемыми. Кино же предлагает управляемую среду для их переживания. Мы плачем над драмой, злимся на антагониста, пугаемся в хорроре – но делаем это в полной безопасности своего кресла. Это терапевтический катарсис в чистом виде. Исследования (например, работы психологов, изучающих воздействие фильмов ужасов) показывают, что такой контролируемый страх может снижать общий уровень тревожности, обучая нас распознавать и проживать эту эмоцию без реальной угрозы.
  • Реализует фантазии и исследует «А что, если?». Кино – это воплощенная мечта. Оно позволяет нам примерить на себя сотни жизней, побывать в недоступных местах, совершить невозможное. Это не просто развлечение – это психическая разрядка и способ исследовать свои скрытые желания и страхи в символической форме.

В своей практике я все чаще вижу силу кинотерапии  – направленного использования кинематографа в психологической работе. Это структурированный метод, основанный на глубоких психологических механизмах:

  • Во-первых: мы невольно проецируем на героев свои чувства, конфликты, неосознанные желания. Анализируя, почему нас так зацепил тот или иной персонаж или сцена, мы можем вытащить наружу свои собственные внутренние процессы. «Почему его слабость меня так бесит? Что это говорит обо мне?» – такие вопросы на сеансах после просмотра бывают невероятно продуктивными. Классический пример – использование фильмов о сложных отношениях (например, «История о нас») для работы над семейными проблемами.
  • Во-вторых: фильмы вроде «Зеленой книги» или «1+1» позволяют нам прожить опыт другого – другой расы, социального слоя, с иной физической возможностью. Это мощнейший тренажер для эмоционального интеллекта, тренировка способности встать на чужую точку зрения.
  • В-третьих: увидеть на экране героя, переживающего похожий кризис (развод, потерю, профессиональный провал), – значит понять: «Я не одинок в этом». Это дает надежду и силы. Легкие комедии или жизнеутверждающие мелодрамы («Полночь в Париже», «Всегда говори «Да»») могут служить эмоциональной подзарядкой, смещая фокус с тревожных мыслей на позитив и возможности. Есть исследования (например, работы в области позитивной психологии), подтверждающие, что просмотр мотивирующих или добрых фильмов может временно повышать уровень окситоцина и улучшать настроение.
  • И, конечно: фильм – прекрасный «третий участник» в терапии, особенно групповой или семейной. Он дает нейтральную почву для обсуждения сложных тем, которые могут быть слишком болезненными для прямого разговора.

Но помимо глубинной работы, нельзя недооценивать простейшую, но жизненно важную функцию кино – отдых. В наш век перманентной тревоги, информационного шума и гиперответственности, возможность на 2 часа полностью переключить фокус внимания – бесценна. Это не «бегство от реальности» в негативном смысле, а необходимая психическая гигиена. Погружаясь в нарратив фильма, мы даем передышку тем отделам мозга, что заточены под тревогу и руминацию (навязчивое прокручивание мыслей). Мы позволяем себе просто быть, переживать эмоции, не анализируя их каждую секунду. Это как глубокий вдох для уставшей души.

Оглядываясь на путь кинематографа – от дрожащих теней немого кино до ошеломляющих вселенных цифрового  – я вижу не просто технологическую эволюцию. Я вижу постоянный поиск человеком способа понять себя и мир вокруг. Кино – это наш коллективный сон наяву, наша общая терапия, наше безопасное пространство для исследования самых темных уголков души и самых светлых мечтаний.
Как психолог, я убеждена: когда мы смотрим кино, мы не просто убиваем время. Мы вступаем в диалог со своими эмоциями, примеряем новые модели поведения, учимся эмпатии, перезаряжаемся и, в конечном итоге, лучше понимаем самих себя. Это удивительный дар, который мы сами себе создали – дар проживать множество жизней, оставаясь в безопасности собственного «я». Так что в следующий раз, когда вы включите фильм, отнеситесь к этому не только как к развлечению, но и как к маленькому путешествию внутрь себя. Это того стоит.

Фотографии из личного архива

Наталья Старосельская

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
VI Международный кинофестиваль «Западные ворота»

 

С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?










  смотреть результаты



С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?










  смотреть результаты