Версия для печати. Опубликовано на сайте Псковской Ленты Новостей
Псков. Новости. Псковская Лента Новостей

Псковская Лента Новостей


Фильм, фильм, фильм...

03.07.2025 16:58 «ПЛН-FM»

Сидя вечером в мягком кресле перед экраном, погружаясь в чужую, но такую узнаваемую историю, я часто ловлю себя на мысли: что же это за магический ритуал, объединяющий человечество вот уже более века? Почему люди, с самого момента первого трепетного показа братьев Люмьер в Гранд-кафе на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года, не только не утратили интереса к этому искусству, но сделали его неотъемлемой частью своей душевной жизни? Как практикующего психолога, меня это волнует не просто как культурный феномен, а как мощнейший механизм работы человеческой психики.

 

Первый фильм – «Прибытие поезда» – вызвал у зрителей буквально панику. Они не были готовы к тому, что плоское изображение оживет. Это был шок от столкновения с новой реальностью. А потом пришел Жорж Мельес с его «Путешествием на Луну» (1902) – и стало ясно: кино не просто фиксирует жизнь, оно творит миры. Это был прорыв в сферу чистой фантазии. Позже, изучая немецкий экспрессионизм – угловатые тени «Кабинета доктора Калигари» или футуристические кошмары «Метрополиса» Ланга – я видела, как экран стал зеркалом коллективных страхов индустриальной эпохи. Советский монтаж Эйзенштейна показал силу кино как манифеста, а послевоенный нуар США – как исповеди о моральной опустошенности. Каждая эпоха находила на пленке отражение своих самых сокровенных тревог и надежд. И в этом – первая великая тайна его притягательности: кино легитимизирует наши внутренние состояния, делает их видимыми, общими.

Размышляя над этим в кабинете психолога, слушая клиентов, я пришла к выводу: кинематограф удерживает наше внимание потому, что он мастерски балансирует на грани узнаваемости и побега. Он одновременно:

В своей практике я все чаще вижу силу кинотерапии  – направленного использования кинематографа в психологической работе. Это структурированный метод, основанный на глубоких психологических механизмах:

Но помимо глубинной работы, нельзя недооценивать простейшую, но жизненно важную функцию кино – отдых. В наш век перманентной тревоги, информационного шума и гиперответственности, возможность на 2 часа полностью переключить фокус внимания – бесценна. Это не «бегство от реальности» в негативном смысле, а необходимая психическая гигиена. Погружаясь в нарратив фильма, мы даем передышку тем отделам мозга, что заточены под тревогу и руминацию (навязчивое прокручивание мыслей). Мы позволяем себе просто быть, переживать эмоции, не анализируя их каждую секунду. Это как глубокий вдох для уставшей души.

Оглядываясь на путь кинематографа – от дрожащих теней немого кино до ошеломляющих вселенных цифрового  – я вижу не просто технологическую эволюцию. Я вижу постоянный поиск человеком способа понять себя и мир вокруг. Кино – это наш коллективный сон наяву, наша общая терапия, наше безопасное пространство для исследования самых темных уголков души и самых светлых мечтаний.
Как психолог, я убеждена: когда мы смотрим кино, мы не просто убиваем время. Мы вступаем в диалог со своими эмоциями, примеряем новые модели поведения, учимся эмпатии, перезаряжаемся и, в конечном итоге, лучше понимаем самих себя. Это удивительный дар, который мы сами себе создали – дар проживать множество жизней, оставаясь в безопасности собственного «я». Так что в следующий раз, когда вы включите фильм, отнеситесь к этому не только как к развлечению, но и как к маленькому путешествию внутрь себя. Это того стоит.

Фотографии из личного архива

Наталья Старосельская

Источник: ПЛН-FM

Рейтинг@Mail.ru