www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
30 июня 6 июня 25 июня 17 июня 30 января 22 мая 26 июня Телефон прямого эфира 26 июня 16 мая 24 июня 16 июня 27 июня 26 июня 30 июня 27 июня

Пётр и Февронья псковские: ирония судьбы или наше всё

08.07.2023 11:25 «ПЛН-FM»

Ну так уж, если по-честному, то история Петра и Февроньи не про любовь. Или не совсем про любовь. И Февронья как-то не очень заботилась о князе, коли в первый раз нарочно его не долечила. И Пётр не так, чтобы слишком был очарован этой простолюдинкой, судя по тому, что вначале он пытался увильнуть из-под венца.

 

Фото: Юрий Спегальский и Ольга Аршакуни / Псковский музей-заповедник

Хотя для тех незапамятных времён и для тогдашних нравов это наверняка была настоящая лав стори с умопомрачительными сюжетными поворотами и немыслимой развязкой.

Причём Февронья в отличие от Золушки вроде как справилась сама, без каких-либо фей (а впрочем, в сказке про Феврошечку-Хаврошечку фея-крёстная всё-таки наличествует, причём в образе тотемного животного).

Так что это, безусловно, чудо, когда в патриархальном, строго сословном обществе возникают настолько головокружительные социальные лифты.

Но была ли это идеальная любовь между мужчиной и женщиной в нашем сегодняшнем понимании?

Наверное, нет, потому что, как мы теперь знаем, такого рода любовь как социально-культурный феномен слишком зависит от исторических реалий и экономических отношений.

Поэтому если уж говорить о семейной любви и супружеской верности, то, например, псковичам вместо Дня Петра и Февронии (муромских) следовало бы праздновать День Юрия и Ольги.

Я, конечно же, имею в виду знаменитых псковских архитекторов-реставраторов Юрия Спегальского и Ольгу Аршакуни. Тоже праведников, только несравненно более близких нам по времени и духу. Не говоря уж о том, что географически.

Сама история их знакомства, как её описывала в своих воспоминаниях Ольга Аршакуни, похожа на святочный рассказ. Тут вам и пушкинская «Метель», и рязановская «Ирония судьбы»:

«Опираясь на лыжные палки, я вышла в февральскую метель. Путь от улицы Софьи Перовской до улицы Герцена показался мне бесконечным. Ветер валил с ног, больно хлестал морозным снегом по лицу, ноги каменели от боли, отказывались двигаться. Исаакиевскую площадь завалило сугробами. Я выбивалась из сил. Натолкнувшись на памятник Николаю I, смутно поняла, что одолела лишь половину площади. Предстояло еще осилить ее вторую половину, целый квартал улицы Герцена и немыслимый подъем по темной обледеневшей лестнице. Легко одолевается любое расстояние в мыслях, но как его пройти?.. Сделав несколько шагов, я вдруг почувствовала дурноту. «Не дойти» - тоскливо мелькнуло в сознании. Площадь была пустынной, помощи ждать неоткуда. Сквозь пургу темнела громада собора. Его тяжелый силуэт медленно раскачивался и клонился то в одну, то в другую сторону. С трудом удерживая равновесие, я из последних сил сделала рывок. Палки выскользнули из рук, и, падая, я поняла: это конец. Мне не подняться. И в этот момент увидала над собой склоненное лицо моей покойной матери...

Потом я узнала, что спасла меня бухгалтер Дома архитектора Валентина Андреевна Горопченко.

Очнулась я в теплом, светлом помещении, посреди стоял большой стол, накрытый белой скатертью, на нем - порции хлеба, масло, сыр и красное вино. Я лежала на двух стульях, сдвинутых вместе, и смотрела на это сказочное богатство равнодушно. Есть не хотелось.

Словно сквозь сон доносились обрывки фраз. - Помилуйте, куда привели такую? У нас нет мест! - Это говорила дородная женщина, вовсе не похожая на блокадницу.

Выяснилось, что для меня не хватает койки.

- Ее надо немедленно отправить в больницу.
- В таком состоянии и до больницы не довести!

Холодный пот, предвестник очередного обморока, начал покрывать лоб. А шум в палате все усиливался. Разгорелся спор.

И тогда человек, не принимавший участия в общем споре, молча поднялся с койки, что стояла в углу, и жестом указал на нее. В тот момент мне запомнились особенно его глаза — голубые, ясные, родниковой чистоты, какие бывают только у детей.

Я уткнулась в подушку, мысленно благословляя этого человека, сохранившего в безумном водовороте самое главное — сострадание, и тотчас провалилась в беспамятство...»

Чудесным исцелителем в этой истории, то есть, псковской Февронией, как видите, стал Юрий Павлович. И за это судьба подарила ему такую любовь, о которой большинство из нас могут только мечтать.

В музее-квартире архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского в доме № 14/1 на Октябрьском проспекте есть множество трогательных свидетельств нежности, которую её хозяева испытывали друг к другу.

Красота их отношений отразилась в диковинных предметах быта, созданных мужем для своей жены.

Например, вот расписанный им вручную одёжный шкаф, который Спегальский называл по-старинному – «скрыней для портищ». На ящике для белья он изобразил трёх птиц. И это не просто красивая картинка, а изысканный комплимент: витиеватая надпись гласит, что «лепой» жене пристало иметь «кротость голубиную», «повадку лебединую» и «голос соловьиный».

Собственноручно вырезанные из дерева и богато расписанные люстры в комнатах тоже снабжены надписями на уставе, каждая из которых так или иначе посвящена хозяйке дома.


 

Изготовленная главой семьи «завеса» для супружеской спальни рассказывает о небесных покровителях этой семьи и о том, что муж желал, чтоб его жена видела волшебные сны с лошадями (он знал, что она с детства обожала этих благородных животных).

Расписная «коробья» из папье-маше для жениных шляпок с шутливыми надписями на ней – ещё одно подтверждение, что у Юрия Павловича и Ольги Константиновны были поистине «высокие отношения» и что чувства, которые они питали друг к другу, так и не утратили своей свежести.

«Сия коробья устроена для Оленькиных шляп, а те шляпы ей для утешенья, - написано на этой малой архитектурной форме. - А ни зелёные лужки, ни ручеёчки, ни тенистые рощи и зелёные сады с вишеньем, да с наливными яблочки, ни глубокие реки, да синие озёра, ни холмы, да ракитовы кустики, ни пляски, да хороводы, ни игры вольные весёлые, а токмо шляпки, да тряпки - то всё и утешенье бедным жёнкам нашим».


 

А понизу ещё добавлено: «А расписывана коробья ко дню именин государыни моей Ольги Константиновны, в лето от сотворения мира 7460 (1954), а от нашея женитьбы - 10, на самую лета маковку».

Кстати, 13 июня исполнилось 115 лет со дня рождения этой прекрасной женщины и в музее-квартире Юрия Спегальского ей сейчас посвящена новая выставка. Это лишний повод сходить полюбоваться, например, на сделанную руками её мужа узорную столешницу в гостиной, которую тоже можно читать, как книгу: она рассказывает нам о том, какой хлебосольной была эта семья.

Между прочим, Юрий Спегальский очень ценил своё время и не тратил его по пустякам. Например, когда они с супругой обзавелись телевизором, то этот говорящий ящик скрашивал их семейный досуг совсем недолго. Рассказывают, что Юрий Павлович не без интереса посмотрел несколько передач, скрупулёзно посчитал, сколько часов и минут это у него отняло, прикинул, что эти минуты и часы могут сложиться в годы… а потом решительно выдернул телик из розетки и задвинул его в дальний угол, накрыв одной из своих расписанных вручную «завес».

Но при этом он не жалел времени и сил, чтобы смастерить любимой жене новую шкатулку.

И сделал для неё столько восхитительных брошек с авторскими рисунками, что я отказываюсь понимать, почему копии этих эксклюзивных ювелирных украшений не продаются в каждой псковской сувенирной лавке. Тем более, что Юрий Павлович мастерил их из самых простых подручных материалов.

(Ужо китайцы доберутся до музея-квартиры Спегальского, сфотографируют эти брошки – и начнут их сами тиражировать да нам же и продавать, пока мы раскачиваемся).

А главное, я не понимаю, почему квартира Юрия Спегальского и Ольги Аршакуни ещё до сих пор не стала филиалом псковского Дворца бракосочетаний.

Будь на то моя воля, я бы чествовала там золотых и серебряных свадебных юбиляров, награждая их «орденами» в виде реплик тех самых брошек.

И если уж разговаривать со школьниками «о важном» – то, что может быть важнее вот такой деятельной любви, какую испытывали эти двое выдающихся людей: к друг другу, к псковской старине и к творческому наследию своих предков. К тому же, если по мне, так это намного интересней, чем легенда о Петре и Февронии.

…А то потом опять будете возмущаться, что День Святого Валентина молодым людям почему-то больше нравится.

Ольга Миронович

Источник: ПЛН-FM





 

Почувствовали ли вы резкое ухудшение качества жизни в последнее время?










  смотреть результаты



Почувствовали ли вы резкое ухудшение качества жизни в последнее время?










  смотреть результаты