www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
6 июня 16 мая 22 мая Телефон прямого эфира 27 июня 30 июня 24 июня 30 января 25 июня 16 июня 17 июня 26 июня 26 июня Телефон прямого эфира 26 июня 22 мая

Почему проезд в автобусе за 31 рубль — это здорово

20.01.2022 15:39 «ПЛН-FM»

Нытье стало чуть ли не единственным, что хорошо умеют производить в Пскове. Вечный вой в интернетах готов стартовать по любому поводу.

 

Вот самые любимые примеры тем для негодования:

- плохо почищены улицы в Пскове;

- хорошо чистят снег только в центре, на Некрасова;

- что уборка улиц по ночам ведется громко;

- что батареи жарят шибко, можно и поменьше, а то счет придет большой;

- что батареи слишком холодные, приходится включать обогреватель.

Список можно продолжать долго. Кроме сезонных псковских поводов для нытья находятся и эпизодические, такие как повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Мол, автобусы плохие, грязные ездят нерегулярно, кондукторы грубые и злые, деньги с карт списывают неправильно. За что еще надо больше платить?

Изменение цены - объективная необходимость. Реальная, экономически обоснованная цена поездки намного выше, чем вы оставляете в автобусе. И редкие повышения раз в один-два года просто приближают стоимость поездки к ее реальному значению, но никогда не смогут догнать ее. Особенность услуг перевозки – регулируемый тариф. За то же время хлеб и другие продукты могли подорожать на 30%.

По оценке экспертов Высшей школы экономики, в городах мира даже при заметно более высоких, чем в России, пассажирских тарифах характерный уровень операционной окупаемости общественного транспорта (отношение кассовой выручки к операционным затратам), как правило, не превышает 25-50%. Проще говоря, цены на поездки не покрывают даже половины реальных расходов. Любые улучшения подвижного состава невозможны без федерального участия. Выводы экспертов однозначны: возвратность не гарантирована даже при уровне тарифа приблизительно 1,4 доллара*.

Проезд не дорожал больше двух лет, с ноября 2019 года. Это было очень давно, два «псковпассажиравтотрансовских» директора назад. За это время литр дизеля преодолел отметку в 50 рублей и подбирается к 55. Открыта газовая заправка, но какова доля автобусов на газу? Топливо - только одна из множества составляющих в стоимости поездки.

В цену включен ежедневный труд почти двухтысячного коллектива предприятия. Численность работников сопоставима с «Горводоканалом» и «Тепловыми сетями». Автобусы не существуют сами по себе. Их надо заправлять, обслуживать, мыть, ремонтировать. В составляющей тарифа - работа филиалов «Бежаницы», «Гдов», «Дедовичи», «Дно», «Новоржев», «Опочка», «Остров», «Печоры», «Порхов», «Пустошка», «Пушкинские Горы», «Пыталово», «Себеж», «Струги Красные» и гаража в Красногородске. Плата за проезд обеспечивает и убыточные перевозки в районах, когда пустые автобусы курсируют в малолюдные деревни.

В составе тарифа - работа ремонтных зон в головном предприятии и филиалах. Знаете ли, транспорт имеет свойство ломаться, а запчасти склонны постоянно дорожать. Фею с волшебной палочкой пока не завезли. Несмотря на приток нового подвижного состава, «Псковпассажиравтотранс» держит на складе материальные запасы запчастей. Все для вас, любимых пассажиров, не отряхивающих снег с обуви перед входом в автобус, размазывающих козявки по креслам и похищающих молотки для разбивания стекол. Поскольку псковский парк автобусов мультимарочный, приходится хранить запчасти одинакового назначения к разным видам автобусов. Генератор от ПАЗика в «Мерседес» не поставишь. Судя по данным с сайта закупок, одних только тормозных барабанов в 2021 году закупили больше чем на миллион.

Ценообразование учитывает элемент аварийности. Разные остолопы регулярно бодают личным транспортом общественный на улице Труда у дома №47, при движении с проспекта Энтузиастов. Да, есть ОСАГО, но у каждого найдется пара знакомых, разъезжающих по городу без страховки. Страховщики любят вкусно кушать и ежегодно увеличивают стоимость услуг. Помимо этого, у перевозчиков есть второе обязательное страхование – ОСГОП. Это такая специальная штука для пассажиров, которые не держатся в салоне за поручни и готовы покинуть автобус со сломанной рукой, ногой или без зубов в случае экстренного торможения. Опять же, предприятию надо платить налоги: транспортный, земельный, имущественный… Обязательный техосмотр для пассажирских автобусов никто не отменял. В цену включены и непрофильные активы, например работа столовой предприятия. А чего стоит одна собственная котельная «Псковпассажиравтотранс», обслуживающая район Сосново?

Что меня убило больше всего – неосведомленность пассажиров об очевидном эволюционном развитии услуг «Псковпассажиравтотранса». Несмотря на легкую административную чехарду топ-менеджмента государственной компании, продолжаются начатые ранее «реформы». Состоялся запуск электронной транспортной карты с гибкой системой тарифов и скидок. Еще недавно «вирусологи» и знатоки бюджетных трат кричали про лежащие мертвым грузом валидаторы, а теперь можно оплатить проезд мобильным телефоном. Причем у пассажира на руках не просто талон, а полноценный чек с данными кондуктора, рейса, автобуса.

Внедрен электронный сервис информирования пассажиров. Возможно, ему все еще не хватает удобной пользовательской оболочки. Но любой желающий может посмотреть график подхода автобусов на любую остановку. В пару кликов можно узнать, через сколько минут придет нужный автобус (или убедиться, что пешком будет быстрее). Электронные табло на остановках, по сути, не нужны.

В 2020 году предприятие получило беспрецедентное обновление в виде 249 автобусов. Большинство из них, конечно, ПАЗики, но были и новенькие МАЗы большой и особо большой вместимости, работающие на дизельном топливе. Не «Мерседесы», но все равно круто. Сход с линии из-за поломки перестал быть головной болью администрации парка. Стала острее ощущаться проблема нехватки водителей.

За последние два года серьезно изменились маршруты. С января 2020-го охвачен автобусным сообщением новый огромный микрорайон на Запсковье. Скептикам следует обратить особое внимание на этот момент. Каждые дополнительные метры маршрута - это лишний расход топлива и амортизация транспортного средства. Только движение вокруг микрорайона через Труда – Инженерную – Юности – Звездную дает 2,26 «лишних» километра. У «тридцатки» 28 рейсов в рабочий день. Получается 63,28 километра в день, грубо - около 1900 километров в месяц. Это только по одному маршруту.

Любой автомобилист подтвердит: возмущаться стоимостью проезда в 31 рубль просто смешно. Заходишь в автобус, тупо платишь, едешь в нужную точку, выходишь. Пассажиру не надо ни о чем думать. Разве что не забывать держаться за поручни, чтобы избежать телесных повреждений.

Попробуйте прикинуть, сколько будет стоить разовая поездка на личном транспорте. На автомашине это минимум две заправки бака в месяц (2*2500 в ценах января), ежегодная обязательная страховка (от 3000 в год, в зависимости от разных факторов может доходить до 7000-8000), налог на владение транспортом (от 800 рублей за год до многотысячных сумм), две «переобувки» в год (2*900-1300). Отдельная песня - стоимость ремонта. Средняя поломка обойдется в 1500-6000 рублей в гаражном сервисе. Это только работы, а еще есть импортные запчасти, которые постоянно растут в цене.

Не забывайте про штрафы, на которые легко попасть. Видеокамеры сейчас реально стоят на каждом углу. На дороге слишком много отвлекающих факторов, даже опытный водитель, досконально знающий дислокацию комплексов фотовидеофиксации, может забыться и влететь на деньги. Пользуясь случаем, замечу, что в Пскове есть примеры беззастенчивого обирания водителей под предлогом заботы о безопасности - знак «40» на Крестовском у регулируемого перекрестка с Пригородной. Или стоп-линии, где можно оставить цену месячного проездного за бампер, оказавшийся на 10 сантиметров дальше положенной линии. Вы скажете, что автобусы не нарушают скорость, и будете правы. Но за перевозчиками внимательно следят ГИБДД и автодорожный надзор. Нарушение скорости на 5000 рублей под камеру - полная фигня по сравнению со штрафом в 100 тыс. рублей за черные шторки в кабине автобуса.

31 рубль за поездку - это немного. Заметим, это цена, по большому счету, для случайных «залетных» пассажиров. Тарифная сетка очень гибкая, в фан-зоне прайс приятнее. При предоплате 41 поездки в месяц за одну поездку вы заплатите 27 рублей. А абонемент на 100 поездок будет стоить всего лишь 1300 рублей – 13 рублей за путешествие. Даже если едете с Рокоссов в Череху. Просто коммунизм какой-то.

Экономически обоснованной цена разовой поездки в 30 рублей была еще где-то в 2018 году. Сравним с соседями. В Новгороде 28 рублей за 1 поездку при оплате с использованием транспортной карты «Береста» и 30 рублей иными способами оплаты. Заметим, сравнивать регионы не совсем честно. Во многих российских крупных городах помимо автобусов сохранились троллейбусы или трамваи, а, следовательно, есть выбор.

Давно ничего не слышно о задержках зарплат на предприятии. Но это не значит, что все хорошо с финансами. Очень плохо отразилась на перевозках коронавирусно-карантинная история весны 2020 года. Объективная ситуация в транспортной отрасли по стране сейчас такова: продолжается череда банкротств государственных и муниципальных перевозчиков. В конце года в Дагестане обанкротилось ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие №2».

Есть и более близкие примеры. В стадии ликвидации находится Плюсское АТП. Автотранспортное предприятие оказалось в сложной финансовой ситуации. В 2020 году задолженность, в том числе по налогам и сборам, не позволила участвовать в конкурсе на право перевозок, что предопределило судьбу последнего в регионе муниципального пассажирского перевозчика. Обслуживание двух десятков местных маршрутов подхватил ППАТ. Кстати, специально для адептов рыночной экономики: чегой-то на конкурс пришел один государственный перевозчик? Офигенно интересный конкурс?

Представьте на минуту, что «Псковпассажиравтотранс» не сможет выйти на конкурс городских перевозок. Транспортники отмечают некоторый цинизм в положении, когда автобусный парк вынужден бороться за право возить по им же придуманным 50 лет назад и «накатанным» маршрутам. Но «закон есть закон», как говорили в одном известном видеоролике про геев на передержке.

Пассажиры-псковичи пересядут с комфортных автобусов большой вместимости на ПАЗики? Допустим, вам не надо пихать детскую коляску в салон для поездки в поликлинику, вы готовы терпеть лишения в тесной маршрутке за 30 рублей вместо 31. Справятся ли частные перевозчики с обширной маршрутной городской сеткой?

Здесь мы подходим к любимому аргументу: «А вот в Эстонии общественный транспорт бесплатный». Хорошо там, где нас нет. Зато у нас есть свое дешевое (относительно соседних стран) электричество. Строго говоря, приятное свойство бесплатности введено не во всех уездах соседнего государства. Но взимание платы не было самоцелью. Главная задача состояла в стимулировании проживающих в Таллинне жителей других территорий к регистрации в целях увеличения собираемости налогов.

Чудес не бывает, за все удовольствия приходится платить. Экономику никто не отменял. Работу бесплатного транспорта оплачивают не пассажиры, а кто-то другой. Представители эстонской оппозиции подвергают правительство серьезной критике за субсидирование бесплатного проезда. Я уверен, в России тоже отменят плату за поездку в автобусах. Сразу после того, как распустят Пенсионный фонд и откроют накопительные счета для будущих пенсионеров, куда начнут перечислять доходы от продажи нефтепродуктов.

В ожидании светлого будущего с бесплатными автобусами задача №1 - не угробить уже имеющееся. Давайте холить и лелеять общественный транспорт, пользоваться им почаще. Перефразируя известное высказывание про российскую армию, скажу так: кто не хочет кормить свой «Псковпассажиравтотранс», будет спонсировать чужие маршрутки.

Денис Бахтин

P.S. Есть пара действительно интересных вопросов к «Псковпассажиравтотрансу», было бы любопытно услышать ответы:

1. Почему нельзя псковские транспортные карты использовать при поездках в Петербурге?

2. Можно ли внедрить «пересадочный тариф», когда владельцу транспортной карты не придется переплачивать дважды из-за неудобной сетки маршрутов? Скажем, вы живете в Тямше, а работаете где-нибудь в Любятово, и маршрут дом-работа требует пересадки из одного автобуса в другой. Условно, это 50 рублей и час, за который можно сделать одну-две пересадки.

* Императивы развития транспортных систем городов России, доклад НИУ ВШЭ, Москва, 2020, страница 30

Источник: ПЛН-FM





 

С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?










  смотреть результаты



С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?










  смотреть результаты