www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
28 ноября 21 ноября 26 ноября 29 октября 29 октября 19 ноября Телефон прямого эфира 27 ноября 24 ноября 20 ноября 25 ноября 24 ноября 28 ноября 25 ноября 20 ноября 26 ноября

«Изборские истории» с Александром Донецким: Место силы-2025, исконно русский дизайн и портрет монаха Серафима

01.11.2025 10:00 «ПЛН-FM»

Представляем очередной выпуск авторской программы журналиста и писателя Александра Донецкого «Изборские истории» – дайджест новостей и событий, обозрение всего самого важного, актуального и интересного, что происходит в музее-заповеднике «Изборск».

 

Темы выпуска:

  • Где – место силы? В Изборске пройдет Всероссийская культурная акция «Ночь искусств. В единстве культур – сила народа».
  • «Придумано и сделано в России». В выставочном зале музея работает масштабная выставка современного российского дизайна.
  • Взгляд сквозь вечность. Монахи Печерской обители на рисунках художника Петра Зубченкова и на страницах книги «Несвятые святые» митрополита Тихона.

Начнем нашу радиопередачу с актуального и интересного анонса. Как вы знаете, шестидневная рабочая неделя конца октября–начала ноября завершится тремя выходными, которые будет венчать государственный праздник – День народного единства, с которым я всех нас, пользуясь случаем, заранее поздравляю! А накануне праздника, 3 ноября, в выходной понедельник, в нашей стране пройдет традиционная всероссийская культурная акция «Ночь искусств». В этом году она получила название-подзаголовок: «В единстве культур – сила народа». И с этим тезисом нельзя не согласиться. В нашей многонациональной стране сила народа заключена в многообразии и единстве культур. Мультикультурализм – это на самом деле общемировой тренд, и Россия здесь, начиная с первой половины ХХ столетия, а то и раньше, была впереди планеты всей. Государственный музей-заповедник «Изборск», разумеется, как всегда, присоединится к всероссийской культурной акции, ведь что такое Изборск, как не место силы? Мы ждём вас на наших интерактивных программах, мастер-классах и вечерних экскурсиях!

Многочасовой музейный вечер 3 ноября начнется в 17.30 интерактивной музейной программой «Родная сказка», которая состоится в Доме купца Шведова, в интерьерах экспозиции с символичным названием «Русские и сето: одна земля, общая история». Вот где подлинное и многовековое единство культур! Мы услышим народные сказки русских и сето, фольклорное пение, поиграем в старинные игры. А уже через час, в 18.30, там же, в Доме Шведова, начнется музейная программа для детей и взрослых «Урок равновесия», на которой мы погрузимся в историю отечественной метрологии, разберёмся в старинных мерах длины, веса и объёма, решим задачи, объясним пословицы и поговорки.

С 17.30 до 20.00 в экспозиции «Летопись древнего города Изборска: от начала России до Полтавской баталии» в Доме купца Анисимова пройдет исторический мастер-класс «Летопись древнего города Изборска», на котором узнаем, что такое летописание, кто был одним из первых русских летописцев, и как основные события истории Изборска отразились в летописях.

Одновременно, в Музейной Мастерской в Доме купца Шведова, с 17.30 до 21.00 пройдет мастер-класс «Ткачество – это просто!», а те посетители, которым дорого художественное и литературное наследие академика живописи Петра Павловича Оссовского, столетие со дня рождения которого мы все, Изборск и вся страна, отметили в этом году, смогут посмотреть документальный фильм «Изборский дух» о создании Изборской палаты Русской словесности и Православной веры.

В 19:30 начнется вечерняя экскурсия по Изборской крепости «Каменный страж земли русской» – и, как всегда, в ноябрьской ночи, с эффектной подсветкой древних стен и башен, это будет незабываемое познавательное приключение! Сбор группы в Никольском захабе Изборской крепости, повторю еще раз, – в 19.30. А уже в 21.00 для всех любителей современного искусства начнется вечерняя экскурсия по выставке лучших достижений отечественного дизайна «Придумано и сделано в России». Вот такая интересная программа ожидает посетителей акции «Ночь искусств» в Изборске, не пропустите это событие, выберете программу или экскурсию для себя или своих близких. Дети до 14 лет – бесплатно, билеты можно купить по «Пушкинской карте», а информацию по афише и расписанию уточнить – на официальном сайте музея-заповедника «Изборск» и в наших соцсетях. Читайте, уточняйте, планируйте свой выходной. Ждем вас в Изборске!

А я продолжаю. Рассказом о нетривиальном художественном событии, которое прямо сейчас происходит в Изборске – 10 октября у нас в выставочном зале открылась выставка «Придумано и сделано в России». Представьте! Вы приезжаете в Изборск, идете по улице Печорской, вокруг вас – привычный вид исторической застройки древнего города, дома и домишки, дворы, купеческие усадьбы, улица, ведущая к стенам и башням Изборской крепости, где-то еще – дальше, за крепостью, осенние пейзажи, хрестоматийные дали, типично изборские…

И вот вы заходите в выставочный зал музея-заповедника и – вау! –  вдруг оказываетесь… в удивительном и ярком мире современного дизайна! В мире неких визуальных и пластических загадок и ребусов, которые поражают воображение, быть может, немного шокируют, но и заставляют задуматься, веселят, развлекают и вдохновляют: дизайн предметов, который изначально является сугубо прикладным, практическим, насущным, повседневным занятием, неожиданно оказывается некой чистой формой актуального искусства!

Экспозиция представляет 200 лучших работ IV Всероссийского конкурса-биеннале предметного дизайна, который, собственно, так и называется «Придумано и сделано в России». Этот масштабный проект Всероссийского музея декоративного искусства с 2018 года служит платформой для открытого диалога о современном российском дизайне, как красиво сформулировано в аннотации, «это не просто демонстрация мастерства и эстетики, а зеркало актуальных трендов – от тактильных решений и устойчивых материалов до новых сценариев потребления и осмысления локальной идентичности. Каждый проект – ответ на вызовы времени, воплощённый в предметном дизайне».

 

Открывают экспозицию керамические скульптуры «СКВОЗЬ» Марины Акиловой – два арт-объекта, ставших визитной карточкой выставки и вдохновленных неолитическим ямчатым орнаментом. Дизайнер стремилась передать ощущение древности, глубины и величия, возникающее на Псковской земле. Чтобы создать эти оригинальные скульптуры, похожие на древние камни, дизайнер использовала технологию послойного нанесения орнамента с эффектом летящей золы и обжиг в дровяной печи. Получилось эффектно и необычно.

Марина Акилова. Арт-объект «Сквозь»    

Вот как определила концепцию выставки директор Государственного музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская:

«Передвижная выставка «Придумано и сделано в России» приехала в старинный русский город Изборск прямо из Казанского Кремля, из сердца третьей столицы России, и это большая честь для нашего музея-заповедника – принимать столь инновационный и масштабный выставочный проект Всероссийского музея декоративного искусства! Сначала была Москва, затем – Казань, и вот теперь – наш древний Изборск!

Выставка очень необычная, зрелищная, креативная, и пользуется заслуженным успехом у профессионалов дизайна и широкого зрителя; этот проект выводит наш маленький федеральный музей в Изборске на новый творческий и технический уровень. Это яркое художественное событие стало возможно благодаря всемерной поддержке Министерства культуры России и компании «Транснефть», подарившей Изборску великолепный выставочный зал, которому нет равных в регионе. Мы рады показать зрителям актуальные тренды и лучшие образцы современного российского авторского дизайна. Уверена, что это художественное событие привлечет большое внимание посетителей как из Псковской области, так и со всей России».

И это правда: такого Изборск, да и вся Псковская область, точно еще не видели. Да и мало кто видел в России. Пересказывать визуальное искусство словами – дело неблагодарное, хотя искусствоведы и пытаются. Но это именно тот случай, когда даже фотография или видео дают искаженное представление о предмете, а его концептуальное описание мало что поясняет. Арт-объекты, представленные на выставке, обязательно нужно увидеть собственными глазами! Как говорится, «must-see». И это реально – настоящее эстетическое приключение!

 

Как подчеркивают кураторы, проект «Придумано и сделано в России» призван продемонстрировать, как дизайн осмысляет современность и становится инструментом для самовыражения нового поколения художников. Благодаря проекту удается привлечь молодую аудиторию, а главное, показать работы российских дизайнеров в разных уголках страны, таких, как наш Изборск, например. Выставка в Изборске – важный этап продвижения отечественного дизайна в регионах, еще один шаг к тому, чтобы биеннале обрела подлинно общероссийское звучание. Ну а для нас, зрителей, – это просто праздник.

А в Доме купца Белянина продолжает работу выставка из фондов музея «Печерская обитель. Истина всегда проста» художника-графика Петра Петровича Зубченкова. Об этой уникальной коллекции я рассказывал в прошлом выпуске нашей программы, но, разумеется, рассказал не всё, а тут еще неожиданно открылись интереснейшие подробности, можно сказать, маленькая сенсация, о которой нельзя умолчать…

 

Итак, автором этих работ является Петр Петрович Зубченков, один из многих советских графиков, иллюстратор, плакатист, член Союза художников СССР, заслуженный работник культуры РСФСР. Он наш земляк, родился в Пскове в 1910 году, в семье известного псковского строителя Петра Ефимовича Зубченкова. С 1927 по 1929 годы юноша Зубченков проходил обучение в Ленинграде, в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕИН); с 1930 по 1932 годы учился у замечательной российской художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой.

В год 80-летия Великой Победы не забудем, что Петр Петрович Зубченков был участником Великой Отечественной войны на Западном фронте: выезжая на передовую, делал рисунки на местах боёв. Рисунки фронтового художника публиковались в газетах «Боевая подготовка» и «Московский комсомолец»; в послевоенные годы, работая преимущественно акварелью,  гуашью, тушью, рисовал для газет «Красная звезда» и «Московский комсомолец», сотрудничал с издательствами ИЗОГИЗ, «Молодая гвардия», «Московский рабочий»; иллюстрировал и оформлял книги;  рисовал шаржи, портреты известных деятелей культуры, одним словом, был вполне признанным советским художником. Графические работы художника хранятся во многих музеях страны; в фондах Центрального музея Великой Отечественной войны.

При этом в творческой биографии Петра Зубченкова есть один примечательный эпизод. В конце шестидесятых годов он несколько раз приезжал на малую родину, на Псковщину, а именно в Псково-Печерский монастырь, где и сделал зарисовки храмов – Успенского и Никольского, башен и стен крепости, звонницы и ризницы, но – не только. Еще художник сделал несколько портретов монахов в обстановке повседневной монастырской жизни.

К сожалению, Петр Петрович, рисуя монахов, почему-то не указывал их имен. Обозначал просто: «Фигуры монахов». Или вообще обходился без названий.  Большинство рисунков в этом смысле анонимны. Из девяти листов подписан только один: «О. Тихон» и «О. Серафим».

Кто эти монахи? Ведь это не собирательные образы, а реальные люди?..

Наверное, историки Псково-Печерского монастыря, порывшись в архивах и проведя научное расследование, могут, что называется, сличив портреты, выдвинуть какие-то гипотезы. Но кто сейчас займется этим делом? Как-то трудно представить себе такого одинокого энтузиаста-расследователя…

Однако у нас есть два имени, оставленных потомкам Петром Зубченковым, и мы знаем, что спустя всего 15 лет после посещения монастыря художником-графиком, в Псково-Печерскую обитель приехал будущий епископ, ныне митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов), автор замечательной книги «Несвятые святые». А что, если открыть эту книжку и прочитать? И… да! – уже в шестой главе нас ждет открытие – рассказ митрополита Тихона об архимандрите Серафиме! Причем – с фотографиями старца.

Фотографии архимандрита Серафима из книги Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые " и другие рассказы»  
 

Не нужно быть профессиональным физиономистом, чтобы увидеть: на портрете Петра Зубченкова из 1960-х годов и на фотографиях из книги «Несвятые святые» – один и тот же человек! Да, на рисунке мы видим еще сравнительно молодого человека, а на фотографиях – он в преклонных годах, убеленный сединой. Но черты лица, по моему личному убеждению, – совершенно те же! Да и рассказ Митрополита Тихона как будто подтверждает: да, это он и есть, монах с картинки за стеклом. Цитирую книгу фрагментарно: «Отец Серафим был для меня самым загадочным человеком в Псково-Печерском монастыре. Отец Серафим мало общался с людьми. Жил он в приспособленной под жилище пещере, очень сырой и темной. На службе стоял весь углубленный в молитву, низко склонив голову, изредка по-особому легко и благоговейно совершая крестное знамение. И по монастырю отец Серафим проходил всегда такой же сосредоточенный. Нам, послушникам, казалось преступлением отвлечь его… Вообще, несмотря на замкнутость и суровость, отец Серафим был необычайно добрым, любящим человеком. В монастыре его все почитали и любили. Хотя и относились со страхом, точнее, с трепетом, как к человеку, живущему на земле с Богом, как к живому святому». Вот такая удивительная изборская история на сегодня. И разве это не чудо?!. Пусть маленькое и рукотворное, но откровение, – от рисунка к страницам книги, – осуществившее связь с Богом сквозь время и Вечность.

И я завершаю. В музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово открылась выставка женских платков русских и сето «Не стоит изба без крова, а женщина без покрова». Эта пословица народа сето раскрывает глубинную суть платка не просто как традиционного предмета одежды, но как многослойного символа и неотъемлемой части женской идентичности и связи с предками.

Традиция предписывала строгие правила; каждый праздник имел свой цвет и материал: в Троицу надевали зелёный платок, а в Успение – белый шёлковый. Платки были разными – от практичных больших шерстяных до дорогих «золотых», бывших настоящей фамильной ценностью.

В бытовой культуре прошлого платок играл огромную роль: в одном платке спали, другой надевали утром, на работу в поле выходили в третьем, без платка не проходили через комнату. Для посещения церкви предназначался свой отдельный платок.

 

У сетоских женщин платок указывал на социальный статус – девушка или замужняя женщина, на материальное благополучие и народный этикет – аккуратно и красиво завязанный платок свидетельствовал об опрятности и внутренней культуре хозяйки.

Таким образом, платок для женщины сето был таким же важным элементом жизненного уклада, как и крыша для дома, – он защищал, украшал и определял её место в сельской общине, являясь живым наследием, бережно передаваемым из поколения в поколение.

На этом сегодня всё. Вы слушали и смотрели «Изборские истории», у микрофона был Александр Донецкий. Берегите себя! Ждем вас в Изборске!

Александр Донецкий

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
«Изборские истории» с Александром Донецким

 

Приходилось ли вам обращаться в приемные органов власти?












  смотреть результаты



Приходилось ли вам обращаться в приемные органов власти?












  смотреть результаты