www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
16 мая 6 июня 24 июня 25 июня 30 июня Телефон прямого эфира 27 июня 22 мая 17 июня 30 января 26 июня 16 июня 26 июня 25 июня 26 июня 26 июня

«Изборские истории» с Александром Донецким: Воинский подвиг сквозь века, фотогеничный театр и магия павловопосадских шалей

24.03.2025 17:04 «ПЛН-FM»

Представляем двенадцатый выпуск авторской программы журналиста и писателя Александра Донецкого «Изборские истории» – дайджест новостей и событий, обозрение всего самого важного, актуального и интересного, что происходит в музее-заповеднике «Изборск».

 

Темы выпуска:

  • Подвиг сквозь века. Продолжает работу межмузейный выставочный проект «Крепость».
  • Театр фотогеничен. В доме Белянина открыта выставка, представляющая историю отечественной театральной фотографии.
  • Плат узорчатый: и тепло, и в розах. В доме купца Шведова работает выставка уникальных павловопосадских платков и шалей.

Воинский подвиг сквозь столетия русской истории – так можно определить основную тему, лейтмотив масштабного межмузейного художественного проекта «Крепость», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества, который сейчас открыт в выставочном зале музея-заповедника «Изборск». Примерно треть экспозиционного пространства отдана произведениям изобразительного искусства из собраний Белгородского государственного художественного музея и Витебского областного краеведческого музея, а две трети занимают живописные работы современных художников России; – вот о них я сейчас и расскажу.

И начну с произведения, которое стало эмблемой всей выставки «Крепость», было выбрано для афиши, то есть стало своего рода знаком, репрезентацией всего выставочного проекта «Крепость» – это живописное панно Дениса Молодкина «Слово о полку Игореве».

Если бы у меня спросили какие-то, скажем так, обычные любопытствующие туристы-путешественники, далекие от искусства, почему им нужно посетить выставку «Крепость», то я бы им ответил (ничуть не умаляя художественных достоинств других работ), что на выставку «Крепость» стоит прийти уже только для того, чтобы увидеть одну эту вещь! Потому что панно Дениса Молодкина «Слово о полку Игореве» – это, без всякого преувеличения, некое изобразительное чудо, нечто уникальное! Работа, как следует из названия, посвящена знаменитому произведению древнерусской литературы XII века, но это не просто иллюстрация эпической поэмы, это – визуальный символ исторической судьбы России, ее прошлого и настоящего, страны, вынужденной вступать в смертельную схватку с врагом и возрождаться, как птица-Феникс.

Здесь необходимо сказать несколько слов об авторе. Денис Владимирович Молодкин – известный российский иконописец и художник-миниатюрист, из старинного поселка Мстёра Владимирской области, из семьи знаменитых художников-миниатюристов Владимира и Нины Молодкиных. Мстёрскую лаковую миниатюру вы все наверняка видели в художественных салонах или сувенирных лавках, изначально это – народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра на Владимирщине. Творческая атмосфера, в которой рос Денис, постоянное общение среди художников не оставляли сомнений в выборе профессии: он стал художником и очень быстро достиг успеха и признания. Достаточно упомянуть, что в 1991 году, в возрасте двадцати лет, художник посетил Ватикан, где торжественно вручил Римскому Папе Иоанну Павлу II икону «Рождество Христово», а в 1993 году в Москве в Свято-Даниловом монастыре преподнёс шкатулку «Архангел Михаил» Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и получил его благословение на написание икон.

В 2024 году для выставки «Новые сказки» во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве Денис Молодкин создал свой эпический триптих «Слово о полку Игореве». Работа настолько поразила зрителей и восхитила специалистов-искусствоведов, что с тех пор триптих участвовал уже в пяти выставках по всей нашей большой стране, то есть работа постоянно гастролирует по России, и вот она приехала в Изборск!

 

Представьте себе изобразительные приемы лаковой миниатюры, умноженные, мультиплицированные до масштаба большой храмовой иконы или монументального панно, – вот это и есть, если предельно упростить описание, триптих «Слово о полку Игореве», который можно рассматривать на расстоянии нескольких шагов, как обычную картину, а можно разглядывать вблизи, буквально изучая глазами, чувством, умом каждый сантиметр лаковой поверхности. «Моя любовь к миниатюре только усложнила задачу, – признался автор в одном из своих интервью. – Требовалось сделать монументальную композицию, чтобы ее было интересно разглядывать не только издалека. Она не «пикселит», когда вы приближаетесь. Наоборот, становятся очевидны интересные детали, потаённые символы». И это действительно так: какие-то смыслы очевидны, а какие-то «зашифрованы» художником, но главное, что вызывает это живописное лаковое творение – ощущение чудотворности происходящего, некой метафизической родственной связи с почвой, с кровью, с народной душой.

«Всё, что я делаю, связано с русской сказкой: русской природой, мифологией, костюмом, историей, литературой, религиями на Руси», – так определил характер своего творчества сам художник, ну, а нам остается добавить, что его панно «Слово о полку Игореве» – настоящий шедевр, рожденный удивительным синтезом традиционной мстёрской лаковой миниатюры и лучших художественных достижений ХХ век, от художников-«мирискусников» круга Александра Бенуа, Константина Сомова и Леона Бакста, до знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали.

Второй участник выставки, о котором нельзя сегодня не рассказать, – Максим Васильевич Фаюстов, – современный российский художник-монументалист и баталист. В 2003 году он окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. С 2021 года работает в Студии военных художников имени Митрофана Грекова. Главная тема его творчества – народный воинский подвиг сквозь тысячелетия, от средневековой Руси до наших дней. С 2015 года, то есть вот уже десять лет, Максим Фаюстов – постоянный участник творческих командировок в Донбассе; с весны 2022 года – фронтовой художник «за ленточкой» СВО.

На выставке «Крепость» представлены три картины художника, и одна из них имеет самое непосредственное отношение к Псковской земле – «Подвиг шестой роты». Художник увековечил последний бой под Улус-Кертом героев-десантников 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й дивизии ВДВ. Это масштабное батальное полотно было создано Максимом Фаюстовым с 2011 по 2014 годы, но подготовительную работу над картиной он начал осенью 2010 года в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова. Об этом рассказал мне сам художник накануне приезда его картины в Изборск, на выставку «Крепость». Он рассказал, что курсанты училища с оружием – автоматами и пулеметами – в руках позировали художнику для создания максимально реалистичного изображения боя. Живописец стремился создать образ русского солдата в самый напряженный, драматический момент боя: «Сначала я хотел написать героев картины похожими на реальных бойцов, но потом понял, что в ночном, контрастном свете, когда люди охвачены эмоциями, и почти все они молодые, примерно одного возраста, все похожи друг на друга, – достичь портретного сходства невозможно, хотя кто-то из близких, быть может, узнает своих, – рассказал нам Максим Фаюстов, вспоминая о творческом процессе создания картины.

 

Художник изучал биографии участников боя, читал о них, и узнал, что один из командиров, Герой России, гвардии капитан Роман Соколов, сам был родом из Рязани, а похоронен в Пскове. Максим Фаюстов сходил в школу, где учился Роман Соколов, посетил музей, поговорил с его учительницей, которая поделилась воспоминаниями о нем, о том, как он готовился к поступлению в военное училище, был спортивным, целеустремленным, очень хорошим парнем. И тут мне остается только процитировать художника: «И я понял, что с такими ребятами подвиг не был случайностью, они были к нему готовы, – сказал Максим Фаюстов. – Символично, что картина «Подвиг шестой рота» участвует в выставке Крепость», экспонируется в замечательном музее, который находится на самом краю России, на наших западных рубежах, в местах, имеющих самое непосредственное отношение к истории 6-й роты. Важно, что четверть века спустя Изборск, Псков и вся Россия помнят и чтут подвиг наших ребят. Есть во всей этой истории какая-то удивительная преемственность воинского подвига! Потому что вот те ребята-курсанты Рязанского училища, которые в далеком уже 2010-м году позировали мне для картины, они теперь офицеры, участвуют в специальной военной операции на Украине». Конец цитаты, и здесь, как говорится, не прибавить, не убавить, всё точно и символично.

И третий художник, которого я хочу сегодня представить в «Изборских историях», является куратором выставки «Крепость», – это Фрол Анатольевич Иванов. Он родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и аспирантуру Российской Академии художеств. Картины Фрола Иванова являют удивительный синтез традиционной академической манеры исполнения и нетривиального осмысления образов, наполненных религиозным содержанием и символизмом. Художник помещает своих героев в пограничные состояния – между жизнью и вечностью, любовью и смертью, возвращением и уходом, обнажая тем самым невидимые связи и провоцируя зрителя на поиск неочевидных изобразительных смыслов и посланий. 

Важнейшая тема в творчестве художника – осмысление значения Великой Отечественной войны, не только постижение исторических событий, но глубокое проживание страданий народа, стремление проникнуть в его характер, постичь истоки внутренней духовной силы, приведшей к Победе. Сам он сказал об этом так: Великая Отечественная война для меня является ипостасью современности, неотъемлемой частью моего личного времени и места. Все мы в детстве играли в войну и выросли на фильмах о войне, на рассказах дедов и прадедов. Я убежден, что мы должны канонизировать Победу 9 мая 1945 года как важнейшее сакральное событие отечественной истории за две тысячи лет. Меня часто спрашивают искусствоведы и журналисты, да я и сам задавал себе вопрос о том, почему до сих пор художники и многие деятели культуру обращаются к этой теме, однажды я смог себе ответить на этот вопрос: "Все мы тяжело ранены памятью войны, и раны эти ещё долго не затянутся"».

На выставке «Крепость» представлены четыре картины Фрола Иванова, и две из них – «Спас» и «Звезда» – можно назвать программными, как, впрочем, и картину «О девушке», выполненную в духе «малых голландцев».

Лично на меня это полотно мастера произвело особое впечатление – оно буквально завораживает! Умирающая бледная девушка смотрит на нас пристально, удивленными глазами, но без укора, будто из глубины вечности, в которую ушла, так и не успев пожить. Она лежит на грубых дощатых носилках в тяжелых армейских сапогах и в чем-то белом, чистом: медсестра и одновременно невеста, которой не суждено стать женой. Заботливые солдатские руки накрывают тело шинелью в попытке сохранить остатки тепла, но – поздно... вряд ли сукно согреет, как не способен согреть холодный свет луны, отражающийся в реке, по которой братья по оружию пытаются доставить свою сестру в спасительный лазарет. Но нет… девушку уже не спасти. Потому что река – это иллюзия, река – не лёд, отражающий ночное звездное небо, а сам далекий неподвижный космос, и солдаты – не совсем солдаты… Теперь они – ангелы смерти, одетые в солдатские шинели. Они летят вместе с девушкой в пустоте, опираясь на её последнее ложе, сопровождая ее в мир иной. Девушка смотрит на нас из вечности немигающими глазами, а в углу композиции ослепший в бою солдат, может быть, несбывшийся муж, корчится от боли утраты и держит в ладонях звезду… Вот такие впечатления возникают от картин Фрола Иванова, которые вы можете увидеть у нас в Изборске – на выставке «Крепость».

 

А я продолжаю. Наша программа выходит в эфир и онлайн накануне Международного Дня театра, – праздника профессионалов сцены и любителей театра, с которым я и поздравляю всех театралов и слушателей, зрителей и читателей «Изборских историй», спеша сообщить, что в выставочном плане музея-заповедника «Изборск» на 2025 год – сразу две театральных выставки.

Одна из них, подготовленная совместно с Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО, называется «Театр фотогеничен. Три века театральной фотографии» и она уже открыта в Доме купца Белянина, вторая, совместно с Музеем-заповедником «Абрамцево» и Музеем МХАТ под названием «Мамонтов и Станиславский. Жизнь в искусстве», откроется осенью.

Почему именно в Изборске? Казалось бы, где Изборск, а где театр? Но таким вопросом могут задаваться только дилетанты и люди, далекие от истории нашей провинциальной культуры. А история заключается в том, что в Изборске первой половины прошлого века существовал свой любительский театр, творческая деятельность которого поддерживалась силами Русского культурно-просветительного общества. В доме купца Белянина, где сегодня размещена наша экспозиция «Изборск – святые места для русской культуры», проходили спектакли труппы, а летняя сцена театра была устроена на крепостном валу Изборска. Это отдельная и очень интересная глава истории Избрска первой половины ХХ века, так что, где еще, как не в Доме Белянина, показывать театральную фотовыставку.

 

На выставке «Театр фотогеничен» представлены портреты многих выдающихся деятелей театрального искусства: портреты актеров в сценических образах персонажей, в костюмах и гриме, и портреты людей театра вне сцены; фотографии спектаклей и репетиций. Известные драматические и комические артисты, оперные дивы, позирующие в ателье середины-второй половины XIX столетия; съемки режиссерских спектаклей специально приглашенными в театр фотографами ХХ века; острый интерес фотохудожников последних десятилетий к происходящему на сцене, в репетиционной, в гримерке – всё это открывает самобытную фотогению театра, говорится в аннотации к выставке.

Уникальные фото передают особенности всех жанров театрального искусства – драматического, оперного, кукольного, пантомимы, современных синтетических зрелищных форм; раскрывают дарования разных художников театра – актеров, режиссеров, певцов, мимов, сценографов и других профессионалов театрального искусства. Еще раз поздравляю всех причастных с Международным Днем театра и приглашаю на выставку театральной фотографии в Изборск, в Дом купца Белянина.

Тут от магии театра я делаю изящное па к другой выставке – открытой в Доме купца Шведова и затейливо названной ее создателями «Плат узорчатый: и тепло, и в розах». Выставка представляет, – не побоюсь этого слова, – шедевры Павлово-Посадской мануфактуры: более 20 замечательных платков и шалей из собрания Павлово-Посадского музейно-выставочного комплекса, а также павловопосадские раритеты из сундуков жительниц Изборска.

 

Как отмечают искусствоведы, классический павловопосадский платок – это всегда настоящий цветущий райский сад, невероятно красочный и колоритный. И нельзя забывать, что у каждого платка есть автор – художник, создавший для нас это произведение искусства. Каждый рисунок неповторим и оригинален. Отдельная шаль, как живописная картина, обязательно имеет свое название, отражающее особенности композиции или образ, вдохновивший автора. Названия платков поэтичны: «Фантазия», «Весна», «Геранька», «Гжель», «Сказка». Иногда платки называют женскими именами: «Любава», «Галина», «Полечка». А традиционный и самый узнаваемый символ павловопосадского платка – роскошная роза, символизирующая красоту, здоровье и богатство. Узоры, цветы и другие элементы орнамента являются своеобразными символами-оберегами. Лилия – чистота и святость. Ромашка – простота, скромность, долголетие и здоровье. Бутоны цветов – дети, юность, развитие. Листья и стебли – поддержка и защита. Птица – душа, мечта, счастье, верность. Всё это буйство узора – замечательное и причудливое отражение широкой и многогранной русской души.

И я завершаю. Несколькими приятными и важными объявлениями. Во-первых, у нас вышел из печати очередной, – весенний, номер нашей музейной газеты «Изборская крепость», в котором вы найдете много интересной и познавательной информации о выставках, которые уже открылись или еще откроются в нашем музее (добавлю – и не только о выставках!). Как всегда, «Изборская крепость», – это не просто газета, не только увлекательное чтение, но и своего рода сувенир, который вы сможете увезти с собой на память, посетив наши выставки.

Второе объявление. Если поспешите, то вы еще успеете посетить замечательную этнографическую выставку в музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово «Дай приказ рукам. Поторопи пальцы». В каждом сетоском доме обязательно была хотя бы одна прялка – традиционное приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Прялки были разными – богато украшенными или простыми. В доме всегда хранились различные запасные части к прялкам. Выставка в Сигово позволит любителям этнографии внимательнее рассмотреть как сами прялки, так и их отдельные детали. Все эти предметы имели не только функциональное назначение, но и представляют собой подлинные произведения крестьянского искусства ХIХ века.

 

И третье объявление обращено к юным художникам. Друзья! Напоминаем, что до конца марта продолжается наш конкурс детского рисунка «Берегите природу», а значит, продолжается и прием заявок. Если вы не равнодушны к судьбе Изборского края и хотите выразить свою искреннюю любовь к родным просторам, предлагаем вам из трех предложенных номинаций: «Редкие животные и растения Изборско-Мальской долины»; «Нет весенним палам»; «Стоп, борщевик», выбрать одну, – понравившуюся, – создать свое произведение изобразительного искусства и собственно принять участие в конкурсе.

 

Все участники получат электронные сертификаты, подтверждающие участие в конкурсе. Победители будут награждены грамотами, а также вместе со своей семьёй смогут бесплатно присоединиться к сборной экскурсии по Изборской крепости. Для участия в конкурсе необходимо ознакомиться с его основными условиями и правилами оформления заявки. Удобней всего это сделать на странице нашего музея в социальной сети ВКонтакте. Желаем удачи!

На этом сегодня всё. Вы слушали и смотрели «Изборские истории», у микрофона был Александр Донецкий. До встречи в Изборске! Берегите себя!

Александр Донецкий 

{{vrezka_news:548950}}

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
«Изборские истории» с Александром Донецким

 

Стоит ли ограничить продажу алкоголя до 21 года?









  смотреть результаты



Стоит ли ограничить продажу алкоголя до 21 года?









  смотреть результаты