www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
12 августа 8 августа 17 июля 7 августа 11 августа 12 августа 11 августа 11 августа 11 августа 13 августа 17 июля 11 августа Телефон прямого эфира 11 августа 12 августа Телефон прямого эфира

Принцесса стиля Марина Палей

30.01.2015 08:12 «ПЛН-FM»

Дневник читателя 30.01.2015.

И ты пришла, необычайна,

меня приметила впотьмах,

и встала бархатная тайна

в твоих языческих глазах.

Владимир Набоков  M.W.

В литературном пространстве есть имя  -   Марина Палей.

Строки  Владимира Набокова можно отнести к творческой музе  Марины Палей, писателя ею любимого, почитаемого.

Она родилась 1 февраля в Ленинграде (по ее собственному уточнению, в Ингерманландии). В своё время окончила государственную медицинскую академию им. И. И. Мечникова (бывший ЛГСМИ), работала врачом. В 1985 году поступила  на отделение критики в Литературный институт им. А. М. Горького, которое окончила с отличием в 1991 году.

Личность Марины Палей притягательна своим поиском в творчестве,  независимостью,  неординарностью. Свою страну проживания (с 1995 года) – Нидерланды – Марина Палей ощущает буквами, они складываются в слова, образы, из которых Россия проступает то пунктиром, то драконом. Трагическое отношение к России явлено  во всех ее текстах.

В 2010 г. за роман-притчу  «Хор»  писатель становится лауреатом литературной «Русской премии».  Как ни парадоксально, здесь, как нигде, сильно проступило ее отторжение от России. Пороки, имманентно присущие российской цивилизации и российскому государству, побуждают  Палей бежать из  страны, рвать родовую пуповину. Но именно этот конфликт дает такую яркую прозу.  Притягивает экзистенциальное объяснение жизни героев, - их  чувства, мимолётные реакции более важны, чем события. «Человек сам себе до определенной степени страшный суд», - говорил Иосиф Бродский.

Почему в 60-е годы XXстолетия экзистенциализм так рвался в нашу страну?  Именно потому, что в официальной литературе не хватало психологических страданий, духовных поисков отдельно взятого человека.  

 Об одиночестве сказала, как метафизическом ощущении: «Я мечтала, чтобы когда-нибудь — кто-нибудь помимо меня — открыл мою дверь своим собственным ключом». Это из романа «Дань саламандре». Но литературный герой  имеет право прожить тему одиночества, ибо он живёт по своим законам, а не циркулярам идеологии государства.  Сама «автор мрачных философских романов» (о «мрачности» можно поспорить)  не любит давать интервью, живет «уединенно и отъединено».

Тяжесть общения с Родиной всплывает в ее текстах, где рвется боль за униженных и обездоленных, старых и больных, - тех, кто безжалостно выкинут властью. Как, например,  доживающие свой век,  одинокие старухи Евгеша и Аннушка из одноименной повести. Одной фразой – в этом и есть мастерство стиля! – является и общий советский тип, и человеческая судьба: «Аннушка жила на рупь в день… пятьдесят семь минус площадь, свет, газ, телефон, минус неизбежные, иногда непредсказуемые траты  (горчичники – нитки – троллейбус – мыло – лампочка – носки – ах, ты, Господи, не напасешься!), но, что бы ни стряслось, Аннушка исправно измудрялась откладывать себе на похороны, и эта возможность дарила ей ни  с чем не сравнимую радость».

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман...

Оставь герою сердце... что же

Он будет без него? Тиран...

Классическая пушкинская цитата близка и созвучна зазеркальному творчеству Палей. В литературном зазеркалье удобно и понятно ее героям, погруженным в природу, любовь, слово. Литература – прекрасный обман, вмещающий трагедию Исхода, радость Обретения, смысл Возрождения, но  Марине Палей мало одной литературы, отсюда – искусство дизайна, фотографии, где всё наполнено индивидуальностью стиля, где всегда происходит поиск темы.

Марина Палей неоднократно номинировалась на ведущие литературные национальные премии России. А  роттердамский фестиваль Story International Festival - 1995 присвоил ей титул Russische Stijlprinses (Русская принцесса стиля).

«Премия  не должна, не может, не имеет права быть единственным средством поддержки писателя. Особенно в России, в обществе фантасмагорического социального неравенства. В развитой состоявшейся стране он защищен как гражданин страны. Личностный опыт есть сырье «окружающей реальности», прошедшее сквозь индивидуальную аппаратуру глубинной переработки. Так Оруэлл буквально  сжег себя физически, находясь в Англии, пропустив сквозь себя, на полную мощь, под напором, кошмары советского тоталитаризма».  Так рассуждает Марина Палей, представляя Россию в контексте мировой цивилизации.

Нина Яковлева

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
Дневник читателя

 

Верите ли вы, что встреча президентов России и США приблизила мир?









  смотреть результаты



Верите ли вы, что встреча президентов России и США приблизила мир?









  смотреть результаты