www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
18 февраля 3 февраля 20 февраля Телефон прямого эфира 17 февраля 31 января 30 января 21 февраля 28 января 30 января 17 февраля 20 февраля 27 января 21 февраля 20 февраля 27 января

«Изборские истории» с Александром Донецким: Зима как национальный феномен и историческая реконструкция на полотнах Евгения Емельянова

19.12.2023 15:37 «ПЛН-FM»

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию авторской программы Александра Донецкого «Изборские истории», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM). «Изборские истории» - это дайджест новостей и событий, обозрение всего самого важного, актуального и интересного, что происходит в музее-заповеднике «Изборск».

 

Темы второго выпуска:

«Остаёмся зимовать». Особенности национальной зимы в Изборске.
«За Землю Русскую!» Как выглядели русские воины восемь веков назад?
«От отца к сыну, от художника к мастеру!» Резьба по дереву из подмосковного Абрамцево на выставке в Изборске.

В этом году нам, жителям северо-запада России, крупно повезло: настоящая русская зима, какой мы ее знаем по преданиям и праздничным картинкам, с обильными снегопадами, метелями и морозами, началась уже в конце осени. А декабрь подтвердил: начало зимы – это обновление мира, явление природной красоты севера. Такой ослепительно снежной зимы именно в декабре в наших широтах давно не бывало, и люди, выходя на улицу, радостно фотографировали деревья в снегу, спешили запечатлеть зимнюю сказку.

Что уж говорить о зиме в Изборске? О знаменитых изборских далях? Какие великолепные снежные виды открываются с крепостных башен! В Пскове (да и нигде больше) таких не увидишь.

Фото здесь и далее: музей-заповедник «Изборск»

Но что удивительно: зима в Изборске колдует не только в окружающем ландшафте, но и в выставочном зале: 8 декабря в музее-заповеднике «Изборск» открылась очередная художественная и этнографическая выставка, которая так и называется – «Русская зима». Это – пятый межмузейный проект в новом зале, объединивший экспонаты из собраний трех музеев России – музея-заповедника «Изборск», историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» и Мурманского областного краеведческого музея, а также живописные полотна на темы зимы 33 современных художников Москвы и Санкт-Петербурга из фонда Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина и из частных коллекций. Всего в зале представлены 84 картины и 4 скульптуры.

В чем идея выставки «Русская зима»? Вроде как мы всё о своей зиме знаем? Всё, да не всё. А на самом деле, оказывается, и не так много. Городской житель ограничен штампами современного стандартизированного быта: дом – работа, и так по кругу, за околицу выбраться некогда. А ведь зима – это наша судьба, ее невозможно отменить. Русская зима – явление многогранное и во многом исключительное, определившее национальный характер, историю страны, культуру и быт народа. Всем нам, жителям средней полосы России и русского севера, сам космос подарил такой удивительный период жизни, как зимние месяцы.

Укрыв землю снегами, зима предстает в разных обличиях, непредсказуемых, как прелестная капризная женщина, меняющая гнев на милость – колкую холодную метель на ослепительно солнечные дни. А бывает и бескрайний и опасный гололед, и ледяной дождь, и зимняя слякоть – долгой русской зимой случается и такое! И вот в живописи современных художников, в предметах народного творчества, в бытовой утвари и в традиционной одежде, в произведениях декоративно-прикладного искусства, представленных на выставке, образы зимы предстают совершенно по-новому, в необычных подробностях, в непривычном свете.

 

Я уверен, что каждый человек откроет для себя на выставке что-то своё: кого-то из зрителей больше привлечет современная академическая живопись, жанровые сценки, изображенные на картинах, зимние пейзажи, мастерски написанный снег во всех своих оттенках белого, а кого-то – авторские вязаные женские платья, которые даже не платья, а настоящие произведения искусства, или – инсталляция с северным оленем и нартами, предметы одежды и быта поморов и саамов, то есть возможность из Изборска переместиться на крайний север – на Кольский полуостров и в Мурманск, в волшебную страну Лапландию, откуда уже спешит к нам на летящих санях Дед Мороз с новогодними подарками.

И я продолжаю – рассказом двух замечательных выставках, которые недавно открылись в музее-заповеднике «Изборск». Первая – в усадьбе купца Анисимова ­– называется «За Землю Русскую!» и рассказывает посетителям об истории древнего города Изборск, о развитии раннесредневекового центра и его ратных подвигах. Город-воин, «каменный щит обороны» Псковской земли, Изборск относился к числу самых важных фортификаций, которые в средние века служили символами русского присутствия в Восточной Прибалтике.

 

Пограничное положение древнего города неоднократно делало его местом сбора русских военных дружин. В экспозиции представлены реконструкции боевых доспехов и убранства русских и западноевропейских воинов XIII-XV веков. Образцы реконструкции средневековых доспехов уникальны. Они воссозданы по археологическим находкам, музейным экспонатам, а также по различным историческим изобразительным источникам – средневековым миниатюрам, иконам, иллюстрациям летописей. Эксклюзивную часть выставки представляет археологическое собрание музея-заповедника.

Другая часть выставки «За Землю Русскую!» – изобразительная – представляет работы известного русского художника-баталиста Евгения Емельянова, работающего в жанре исторической живописи. В 1997 году художник окончил Чебоксарское художественное училище, в 2001 году – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. С 2005 года Евгений Емельянов работает главным художником в отделе управления Санкт-Петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны России.

Евгений Емельянов – постоянный участник городских и всероссийских выставочных проектов, автор персональных выставок в Санкт-Петербурге, Пскове, Кронштадте, Чебоксарах и других городах России; занимаясь исторической реконструкцией и рукопашным боем с холодным оружием, Евгений Емельянов полностью погружается в тот или иной период военной истории России; так, создавая диораму «Битва на Чудском озере», которой он посвятил несколько лет творческой жизни, художник в подробностях изучил бытовые и военные реалии XIII века, консультировался со знаменитым археологом, специалистом по раннему средневековью, доктором исторических наук, профессором Анатолием Николаевичем Кирпичниковым.

 

Что можно сказать о живописи Евгения Емельянова? Разумеется, он – мастер, все каноны высокого академизма соблюдены. Отточенный рисунок, выверенная живопись. Его художественная концепция – преображение страшного дела войны. На картинах есть поверженные, но нет крови, воины не унижены болью и страданиями. Настоящий бой – это мясорубка и потоки крови. Отрубленные руки и ноги, проломленные черепа. У Емельянова битва – почти праздник, парад, который внушает не ужас, а гордость и уважение. Это – своего рода романтизация, героизация средневековой войны.

Картины – светлые, даже как бы сияющие. Подвиг предков овеян славой. За восемь столетий события, будь то стычка или целая битва, будто очистились от физиологических подробностей. При этом историческая точность – костюм, снаряжение, оружие, повторюсь, – строго соблюдена, но изображение хода битвы довольно условно. Художник-баталист обязан знать эпоху, которую изображает, до мельчайших деталей. То есть батализм Евгения Емельянова – это тоже такая художественная реконструкция.

Характеризуя творческий метод Евгения Емельянова, искусствоведы выделяют два типа изображения: в первом главное внимание живописца сконцентрировано на внешнем эффекте батальной сцены, на тщательной проработке и исторической достоверности доспехов и костюмов, на антураже и динамике изображаемого действия, тогда как второй подчинен стремлению передать через выразительные образы какую-то важную для зрителя мысль, глубокую патриотическую идею, показать на полотне отдельного человека, его внутренний мир, думы и чаяния.

«Мне всегда интереснее попытаться воспроизвести образ, пытаться прочувствовать человека в картине. Живого человека, который так же, как мы все, переживал, страдал, любил и в конкретный исторический момент как-то себя проявил», – определил свою главную художественную задачу Евгений Емельянов в одном из интервью. Мастер стремится создавать такие монументальные произведения, в которых передается не только движение «человеческой массы», но оживают конкретные люди, яркие и самобытные личности, одни из которых нападают, а другие – защищают от врага свою Родную землю.

Батальные картины – это своего рода «фотографии», которых в древности не существовало, и вот современный художник-академист как бы пересоздает минувшее, реконструирует его в идеальных композициях. Перед нами возникает образ прошлого. Он мог быть иным, но в данном случае мы видим его глазами и сердцем Евгения Емельянова. Кому-то этот пристальный взгляд будет близок, у кого-то, возможно, вызовет вопросы, но равнодушных зрителей точно не будет.

И третья выставка, о которой я хочу сегодня немного рассказать, открыта в усадьбе купца Шведова и называется «От отца к сыну, от художника к мастеру!». Выставка названа так потому, что посвящена Году педагога и наставника и памяти мастеров, оказавших влияние на развитие местных художественных промыслов в России. Это совместный выставочный проект двух музеев: музея-заповедника «Абрамцево» Московской области и музея-заповедника «Изборск». Сразу оговорюсь, что выставка будет особенно интересна тем, кто занимается художественной резьбой по дереву.

На выставке представлены произведения декоративно-прикладного искусства из собрания музея-заповедника «Абрамцево», созданные как именитыми мастерами-художниками, так и безымянными ремесленниками. Представленные на выставке экспонаты охватывают период с конца XIX века до начала XXI века, то есть примерно 150 лет. Посетителей встречают неброские предметы крестьянского быта: ковши, вальки, рубели, прялки, оформленные в антикварные золочёные рамы, что придаёт вещам значимость, перемещает их на один уровень с профессиональным «высоким» искусством.

Тут необходимо сообщить следующее: в конце XIX века Елизавета Григорьевна Мамонтова, жена известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, и художница Елена Дмитриевна Поленова (сестра знаменитого русского художника Василия Паленова) открыли в Абрамцеве столярную мастерскую, в которой стали изготавливаться разнообразные деревянные вещи, в том числе и небольшие шкафчики-аптечки, быстро завоевавшие популярность у публики, в которых художница деликатно сочетала народные традиции с художественными приёмами. Эти шкафчики представлены на выставке. Но не только шкафчики, а и другие предметы – шкатулки, посуда. Так благотворительный проект семьи Мамонтовых по обучению детей художественным ремёслам изменил жизнь местного населения, а Абрамцево со временем стало знаменитым музеем, – с замечательными экспонатами из которого и имеют возможность теперь познакомиться посетители музея-заповедника «Изборск».

 

И я завершаю. Совсем немного времени остается до новогодних праздников и зимних каникул, которые музей-заповедник предлагает провести в Изборске. В социальных сетях и на сайте музея уже опубликована афиша праздничных мероприятий. Каждый день что-нибудь да происходит и будет происходить. А главное, стоит Изборск! Заповедник приглашает приехать именно зимой. Ведь зима – особое время года, сезон природных метаморфоз и погодных изменений, когда вода обращается в снег и лед, а суровые холода и ненастья вдруг сменяются радостной оттепелью. Зима наполнена тайной и чудом: неслучайно с зимней порой связано так много народных обычаев и примет; именно зимой мы ждём, когда взойдет Рождественская звезда, и наступят наши любимые праздники – Новый год и Рождество Христово!

Александр Донецкий

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
«Изборские истории» с Александром Донецким

 

Ждете ли вы скорого окончания специальной военной операции?













  смотреть результаты



Ждете ли вы скорого окончания специальной военной операции?













  смотреть результаты