www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
12 сентября 17 июля 16 сентября 27 августа 11 августа 12 сентября Телефон прямого эфира 15 сентября 11 сентября 16 сентября 15 сентября 11 сентября 9 сентября 27 августа 15 сентября 9 сентября

Мать учения

13.08.2025 09:40 «ПЛН-FM»

Накануне учебного года вновь замаячил вопрос чрезмерной нагрузки на школьников. В очередной раз эту тему поднял председатель Госдумы Вячеслав Володин и предложил радикальную идею - полностью отменить домашние задания, в том числе потому, что они превратились в «пустую трату времени» из-за новых технологий. Идея, как водится, вызвала оживлённую дискуссию, нашлись сторонники и противники. Наш обозреватель Ульяна Лаблюк заняла позицию посередине и считает, что рубить с плеча не стоит, но подходы определённо пора менять. Подготовка к урокам нужна и важна, при этом её необходимо упорядочить, оптимизировать и в идеале перенести в стены образовательных организаций. Свою точку зрения журналист изложила в авторской колонке.

 

Изображение создано с помощью нейросети «Шедеврум»

Не можешь помочь - не мешай

Мои размышления на тему школьного образования и огромного количества перемен в этой сфере всегда привязаны к личному опыту. Я окончила школу в 2010-м году с «золотой» медалью, для получения которой не корпела над учебниками денно и нощно под строгим контролем родителей. Да, аттестат без четвёрок дался непросто, но дело было совсем не в чрезмерной нагрузке в школе и многочасовой подготовке во внеурочное время - об этом я подробно писала ранее.

{{vrezka_news:486559}}

Не детально, но в общих чертах я помню, каким образом складывался мой режим дня в период обучения. Рано утром на уроки, которых с каждым годом становилось всё больше, в старших классах возвращалась домой в районе 14:00. В оставшееся время занималась насущными делами по поручению родителей, посещала спортивную секцию, ходила на прогулки с друзьями, читала книги, не имеющие отношения к школьной программе, - в общем, проводила день за повседневными обязанностями и досугом. Домашние задания в будничном графике занимали минимальное количество времени. Оно разнилось в зависимости от предмета, но ни о каких часовых бдениях над тетрадками речи не шло. То, что по какой-то причине не успевала или не хотела делать дома, выполняла на переменах и в параллель с образовательным процессом, причём не только для себя, но и для одноклассников. Те, в свою очередь, проявляли отзывчивость, если что-то было не готово у меня. В итоге практически весь наш класс учился хорошо, знал большинство предметов не поверхностно, а вполне основательно, и в дальнейшем многие стали успешными и, что главное, умными людьми.

Чего греха таить, к экзаменам тоже готовилась на скорую руку. По итогам 9-го класса нужно было сдавать два экзамена по выбору, тогда ещё по билетам. Первый, по литературе, поставили «автоматом» за выступление на конференции, а второй, по английскому языку, сдала на твёрдую «пятёрку», притом, что из всего положенного для повторения материала пролистала лишь десятую часть. По тому же принципу готовилась к ЕГЭ по итогам 11-го класса, и результаты оказались вполне успешными.

Кто-то скажет - повезло, не всем так легко даётся обучение, да и школа сейчас совершенно другая, как и требования к учащимся. За прошедшие годы действительно многое изменилось, но, как писал Булгаков, люди-то напоминают прежних. В связи с этим я не до конца понимаю ажиотажа на тему чрезмерной нагрузки на детей и их родителей, которые зачастую вынуждены получать школьное образование по второму разу вместо того, чтобы заниматься своими делами.

Мать вообще не касалась моей учёбы, отец как-то раз пытался приложить руку к проверке домашних заданий. Попросил пересказать параграф по истории и что-то рассказать по-английски. Закончилось всё довольно быстро, так как иностранного языка к тому моменту он уже не помнил, а слушать изложение о делах давно минувших дней было скучно и некогда. Родители всегда работали на износ, редкие часы дома проводили за бытовыми хлопотами, ещё немного оставалось на отдых, который совершенно не хотелось тратить на повторение школьной программы. И за это спасибо им огромное - я со всем неплохо справлялась сама, а излишнее внимание к учёбе только мешало.

На мой взгляд, это единственно верный подход - не мешать ребёнку познавать мир и учиться. Помогать по мере необходимости нужно, но не впадая в крайности. Нередки ситуации, когда родители сами выполняют домашние задания, особенно если речь идёт о начальной школе, а потом удивляются, почему ребёнок ничего не умеет. Потому что учились взрослые, а не он сам.

То же самое касается чрезмерного внимания к оценкам. Я уже говорила о том, почему заставлять школьника учиться на «отлично» по всем предметам не слишком хорошо в первую очередь для его психики. Не думаю, что многочасовое сидение дома за решением трудных задач приносит много пользы - не получается, может, и не надо? Конечно, каждый волен сам выбирать путь своего чада, заниматься с ним самостоятельно, нанимать репетиторов и так далее, но при этом хорошо бы руководствоваться принципом «не навреди».

Непосильная ноша

Каким образом будут менять подходы к домашнему заданию на законодательном уровне - вопрос открытый, конкретики пока нет. Спикер Госдумы в своём Telegram-канале предложил подписчикам обсудить возможность полной отмены подготовки дома, тем более, что школьники часто прибегают к помощи искусственного интеллекта и ищут готовые ответы в интернете.

{{vrezka_news:556909}}

Родителей, педагогов, экспертов и всех, кому небезразлична тема, попросили ответить на несколько вопросов: насколько эффективно выполнение домашнего задания в текущем виде, по каким предметам оно действительно необходимо и в какой форме, где оно должно выполняться: в школе после уроков или дома? Под постом развернулась оживлённая дискуссия - почти 9 тысяч комментариев. Во многих из них говорится о том, что нагрузка на школьников избыточна, и её необходимо снижать (по данным депутатов, учёба занимает порядка 8-10 часов в день - и это много).

Приведу одно из сообщений пользователей: «Дети сначала отучатся 6-7 часов в школе, а потом минимум 4 часа домашка. Их рабочий день превышает рабочий день взрослого человека!» Как я уже сказала, мне кажется странным тратить столько времени на подготовку к урокам, но, если опустить данный момент, в целом автор комментария абсолютно прав. Дети перегружены, и эффективности обучения это явно не способствует.

На современных школьников слишком много возложено - это неоспоримый факт. И речь не только об учебной нагрузке. У некоторых ребят сегодня столько задач, которые не каждый взрослый осилит: родители записывают своих отпрысков в разнообразные кружки, секции, нагружают домашними обязанностями и делают всё возможное, «лишь бы без дела не болтался». А ещё есть информационная нагрузка - страшно представить, сколько информации каждый день поступает в головы подрастающего поколения из различных источников. В силах ли они её должным образом переварить вкупе с изучением нового материала в школе и его закреплением дома?

Огромное количество уроков, домашних заданий, проверочных работ, зачётов и экзаменов, внеурочных занятий, викторины, олимпиады, тренировки, соревнования - дети скоро превратятся в роботов, которые должны исключительно учиться и каждую свободную минуту чем-то заниматься, зачастую не тем, что им самим интересно. Но ведь у каждого должно быть детство, ребёнку важно видеть что-то кроме учёбы и желательно то, что ему нравится.

Некоторые комментаторы отмечают, что подрастающее поколение много времени проводит в гаджетах, и лучше пусть сидят за учебниками, дабы не отупеть окончательно. Мол, от безделья одни беды - «курят, ломают всё, матерятся», а без учёбы совсем ошалеют. Но здесь стоило бы говорить не о количестве проведённых за партой часов, а о вопросах воспитания, основы которого всё-таки закладываются не в школе и имеют весьма отдалённое отношение к предметам вроде математики и русского языка.

И тут мы снова вернулись к родителям, которые зачастую сами нагружают себя заботами, которых могли избежать. Конечно, порой возникают вопросы к качеству школьного обучения, почему материал, который должны были объяснить в школе, не усвоен, и разжёвывать приходится маме и папе, либо репетитору. В итоге перегружены все участники процесса, в том числе педагоги, у которых с каждым годом становится всё больше обязанностей, часть которых вообще не должна быть в их компетенции. Давать знания, воспитывать, дисциплинировать, заполнять тонну документации - что-то в этом списке точно лишнее, и если его исключить, возможно, освободилось бы время на организацию, к примеру, продлёнки.

{{vrezka_news:480721}}

Нужно упорядочить

Выполнять домашнюю работу в школе - это одна из здравых идей, предложенных на рассмотрение. Если уж и добирать где-то недополученные знания, усваивать их и закреплять, то в стенах образовательной организации под чутким руководством специально обученного человека. Согласитесь, не каждый родитель является учителем-предметником, а если это и так, то объяснить другую дисциплину ему будет непросто. Понятно, что организовать в школе продлёнку по каждому предмету невозможно, да и нет в этом смысла. Достаточно, если школьники будут заниматься под присмотром педагога, имеющего соответствующее образование, изучавшего методику преподавания и основы детской психологии. С точки зрения последней домашние задания очень важны, так как способствуют развитию у ребёнка самостоятельности, умения планировать своё время, ответственности. Но в том виде, в котором это всё происходит сейчас, вреда больше, чем пользы.

Разного рода изменения, направленные на повышение качества образования, вводятся каждый год, однако их эффективность и своевременность вызывает сомнения. С 1 сентября в школах России грядут очередные перемены, в том числе планируется ввести единое расписание и новые нормы учебной нагрузки, количества контрольных работ. Позволит ли это облегчить жизнь школьникам и другим участникам процесса — время покажет.

К слову, ещё пару лет назад Минпросвещения обновило рекомендации о домашних заданиях, определив лимиты на их выполнение для детей разных возрастов. При этом рекомендации не предполагают обязательности, как минимум, школа контролировать их соблюдение не может. А вот в случае введения продлёнки такая возможность появилась бы.

Спикеру Госдумы поступила масса самых разных предложений относительно оптимизации учебного процесса. И в части исключения формализма при выполнения домашней работы, и относительно сокращения её объёма, особенно по предметам, не входящим в список ключевых. Хочется верить, что власть имущие досконально изучат вопрос и примут взвешенное решение, которое действительно будет во благо.

На мой взгляд, отменять домашние задания полностью нельзя, но надо упорядочить. Если уж не получится перенести в школьные стены, то хотя бы задавать в разумных пределах, чтобы подготовка к урокам не затягивалась до полуночи и не требовала участия родителей. Они не обязаны подрабатывать учителями в свободное от работы время, каждый должен заниматься своим делом. Проблема ещё и в сложности некоторых задач: с некоторыми даже взрослым, как говорится, «без бутылки не разобраться». Домашняя работа нужна, но она должна быть посильна ученикам и, хорошо бы, интересна.

Володин упомянул о том, что задания могут носить исследовательский и творческий характер, что способствует более глубокому изучению темы, формированию критического мышления и многих других нужных качеств. Вот это стоило бы реализовать на практике, опять же, без перегибов. К примеру, можно создавать индивидуальные или групповые небольшие проекты раз в неделю по одному предмету.

В завершение хотелось бы привести слова председателя Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергея Вострецова, который выступил с комментарием по данному вопросу: «Образование должно развивать, а не выматывать», «Если ребёнок каждый день приходит домой уставший и без сил, это уже не образование, а изнурение». С этими утверждениями сложно не согласиться. С нынешними домашними заданиями получается, что выматывание всех причастных происходит беспрерывно, в том числе за пределами образовательных организаций.

Учиться надо в школе, а дома - заниматься домашними делами, общаться с семьёй, посвящать время себе и делать то, что приносит удовольствие.

Если это учёба - да хоть целый день пусть сидит в книжках и на просторах интернета, где есть не только вредное, но и полезное, занимается с репетиторами или родителями. Кто хочет, тот станет учиться сам, и искусственный интеллект будет в помощь. А если непреодолимой тяги к знаниям не имеется, зачем без конца грызть гранит науки? Есть масса других интересных и полезных занятий.

Ульяна Лаблюк

Источник: ПЛН-FM





 

Какой масштабный проект в дорожной инфраструктуре Пскова необходим в первую очередь?
















  смотреть результаты



Какой масштабный проект в дорожной инфраструктуре Пскова необходим в первую очередь?
















  смотреть результаты