Театр дышит, где хочет. К 225-летию Александра Пушкина
В театральной жизни Пскова событие. Оно не прогремело широко, не бросилось в глаза с ярких афиш и высоких баннеров, не заявило о себе в роликах популярных веб-сайтов. Но событие в театральной жизни Пскова, на мой взгляд, весьма значительное. Не поделиться невозможно. Речь о выпускном дипломном спектакле отделения «Театральное творчество» Псковского колледжа искусств «Маленькие трагедии» по мотивам произведений А. С. Пушкина в постановке руководителя курса Александра Суховского. Спектакль стал поистине ценным даром к юбилею поэта.
Фото здесь и далее: социальные сети
Казалось бы, обычная ученическая работа провинциального колледжа, любительский, по сути, театр, - скромный, непритязательный, не выходящий за пределы семейных радостей, когда главные зрители – родители, да друзья/подружки. Но театр дышит, где хочет (перефразируя известное евангельское «Дух дышит, где хочет»), и здесь он задышал неожиданно глубоко, полной грудью, во всю силу своей театральной природы. Понятно, что постановочные возможности колледжа по сравнению с театром профессиональным весьма ограничены, но здесь эта ограниченность практически сразу сошла на «нет», и именно за счет – и это самое удивительное! – неожиданно глубокого постижения Пушкина и его великих «Маленьких» трагедий. И в этом несомненная режиссерская и педагогическая заслуга Александра Суховского, сумевшего не только по-новому прочесть хрестоматийные тексты, но и всецело увлечь замыслом своих учеников-актеров.
За прошедшие в Псковском пушкинском театре годы этих маленьких трагедий мне довелось видеть несчётно! – в основном, конечно, благодаря родившемуся в 1994 году Пушкинскому театральному фестивалю, афиша которого всегда была богата именами выдающихся режиссеров и исполнителей. Да и самому довелось поиграть в двух прекрасных спектаклях, так что текст знаком практически наизусть. Тем более удивительно, что благодаря Александру Суховскому и этим вот театральным «птенцам», открылись вдруг совершенно новые смыслы пушкинских шедевров. Гениальное произведение потому и гениально, что каждый новый век, каждое поколение, каждый творчески мыслящий ум открывает в них что-то своё, прежде сокрытое. Или оно, произведение, само открывает себя по-новому, когда захочет? Возможно. Но не всем, а единицам.
Не ставя себе целью подробный анализ 3-хчасового спектакля, обращусь к некоторым его моментам, - из тех, которые и заставили с полной серьёзностью отнестись к учебной работе.
Все началось, как водится, со «Скупого рыцаря». В роли сходящего с ума от страсти к богатству старика студент Олег Григорьев, он же потом выйдет в роли тоже весьма немолодого завистника Сальери, убийцы Моцарта (по версии Пушкина). Во «взрослом» театре эти роли достались бы возрастным актерам. Здесь же режиссер сразу заявляет, что возраст пушкинских персонажей его совершенно не интересует, - ему интересны страсти, которые овладевают человеком в любом возрасте, да так, что он вмиг теряет все человеческое.
Вот он сходит «в подвал свой тайный, к верным сундукам…» В роли шести сундуков – простые оцинкованные ведра с песком. Вот он перед первым рядом зрителей обрамляет светодиодным проводом дорожку и засыпает ее песком из ведер (потом сам в этом проводе, ка в паутине, и запутается). И песок обретает смысл и вырастает в символ праха и пепла, в который неумолимое время обратит накопленное золото, вырастает в образ времени и уходящей, как песок сквозь пальцы, человеческой жизни. Потом по этой дорожка из праха-песка, ступая почти торжественно, вернется в Мадрид опальный Дон Гуан (Александр Петровский), чтобы продолжить свои ненасытные любовные похождения, окончившиеся провалом в преисподнюю. А в финале, когда закончится «Пир во время чумы», этот песок «прорастёт» белыми розами – последним приветом, молитвенным дуновением об ушедших, мечтавших о счастье душах.
Совершенно необычно прочтение «Скупого рыцаря». Сходящему с ума от жадности отцу не дает покоя мысль, что собранное по крохам богатство попадет в дырявые карманы сына Альбера: «Он расточит... А по какому праву? Мне разве даром это все досталось!..» Альбер, доведенный до отчаяния скупостью отца, жалуется Герцогу, и тот призывает Барона к ответу. Отец бросает сыну перчатку, и сын ее поднимает – вызов принят. Старому рыцарю становится плохо и он умирает. Так у Пушкина. Но здесь режиссер предлагает ход совершенно неожиданный: оказывается, по приказу Барона слуга Альбера подпаивает его каким-то сильно действующим «лекарством», - по сути, наркотиком. И Альбер (Илья Домаскинов), возмущаясь скупостью отца, произносит свои монологи в полной эйфории, под кайфом, - так рассказывают о своих заветных мечтах. Но вот действие снадобья заканчивается, наступает мучительная трезвость, ломка, но слуга дает новую дозу, и – новая эйфория. По сути, отец убивает сына, сводит его в могилу. Не противоречит ли это Пушкину? Думаю, нет, если вспомнить, насколько невыносима для Барона мысль, что сокровища достанутся сыну. Режиссер нашел выразительный ход, раскрывающий замысел Пушкина с новой, современной, совершенно неожиданной для нас стороны. Это и есть пример режиссерского мышления, качества довольно редкого на театре.
И еще об одной лихой режиссерской находке. Моцарта в спектакле играет Ульяна Гноевая, - играет заразительно, легко, с азартом. Что ж, девушка в роли Моцарта – пример далеко не единственный. Когда-то на нашем Пушкинском фестивале Сальери играл Валерий Золотухин, а Моцарта – его молодая жена Ирина Линдт. Но вот Моцарт приводит к Сальери слепого скрипача, и, хохоча, просит его: «Из Моцарта нам что-нибудь!» Тот– невыносимо фальшиво – начинает играть. Возмущенный Сальери гонит слепца прочь, а Моцарт сует ему на прощанье монету. Так у Пушкина. Но в спектакле в руках скрипача вдруг возникает тромбон, и тот гудит в него, извлекая что-то подобное реву молодого осла. Сальери начинает выяснять, где он учился играть на тромбоне. И тот вдруг возмущенно: «Это скрипка!» И возникает поразительный апофеоз невежества – безграничного, непроходимого, безнадежно тупого. Не по Пушкину? А по-моему, как раз наоборот! Перед нами доведенная до крайности, до грани абсурда мысль о невежестве, и это мысль Пушкина.
Есть вольности и в обращении с текстом. Частые инверсии, перестановки слов в строке, ломающие ритм стиха, либо откровенные переходы на прозу. Наверное, ценителям и знатокам пушкинского текста слышать это нелегко. Но понятно и стремление режиссера сбить, стряхнуть любые признаки поэзии, ибо ведет он повествование жестко, бескомпромиссно. И на редкость изобретательно, а порой и весело. Это касается и ловких трансформаций оформления, и костюмов, и саундтрека спектакля, и больших и малых актерских приспособлений, - тот случай, когда голь на выдумки хитра, - ну, очень хитра! - хочется добавить.
Хороша и команда выпускников-исполнителей. Конечно, есть свои лидеры – это, прежде всего, Олег Григорьев (Барон, Сальери, Лепорелло) и Александр Петровский (Дон Гуан, Вальсингам), - они уже появлялись на академической сцене в спектаклях Пушкинского театра. Но запоминаются и другие: Ульяна Гноевая (Моцарт), Эвелина Миролюбова (Дона Анна), Илья Дамаскинов (Альбер), Даяна Пациашвили (Жид).
Но более всего хочется поздравить ребят и их педагога-режиссера Александра Суховского не только с выпуском, но и с тем что они играют свои дипломные работы в таком классном, настоящем, крепком спектакле, требующем полной самоотдачи и предельной увлеченности, что они умны, талантливы, привлекательны и достойны профессионального к ним отношения.
Поздравим и всех нас с юбилеем нашего поэта. Потому что, «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу!»
Виктор Яковлев
Источник: ПЛН-FM
- СОБЫТИЕ: Дни Пушкинской поэзии и русской культуры. К 225-летию поэта
- Пушкинский праздник: что опубликовали псковичи в соцсетях
- Статистические итоги Дней Пушкинской поэзии—2024 подвели в «Михайловском»
- Спектакль «Пушкинские плавания» показывают в Дендропарке Пскова. ФОТО
- Дни Пушкинской поэзии и русской культуры-2024. ФОТОРЕПОРТАЖ
- По мотивам Пушкина
- Два спектакля покажут на Днях Пушкинской поэзии в последний день фестиваля
- Концерты, спектакли и перфомансы сменяют друг друга на Днях Пушкинской поэзии и русской культуры
- Михаил Ведерников: Пушкин — это живое творчество
- Пушкинское «Я вас любил…» спел со сцены в «Михайловском» Гоша Куценко
- Первые открытки с «Музейной почты» на поляне в «Михайловском» ушли в Белоруссию и Республику Марий-Эл
- Дни Пушкинской поэзии и русской культуры продолжаются в Псковской области
- Несколько тысяч человек стали слушателями «Евгения Онегина» с Константином Хабенским в «Михайловском»
- Ежегодное Пушкинское шествие проходит в Пскове
- Более 150 волонтёров принимают участие в Днях Пушкинской поэзии
- Ежегодное шествие и опера «Евгений Онегин» ждут гостей Дней Пушкинской поэзии 7 июня
- Сергей Безруков и его студенты-актёры выступили в Святогорье в 225-й день рождения Пушкина
- Михаил Ведерников: К Псковской области в день 225-летия со для рождения Пушкина самое пристальное внимание
- Форум учителей русского языка и литературы стартовал в Пскове в день рождения Пушкина
- Георгий Василевич – молодым поэтам: С Пушкиным жить легче, чем без него!
- В «Михайловском» состоялась церемония гашения марки и конверта, выпущенных к юбилею Пушкина
- Полиция обеспечивает безопасность празднования Дней пушкинской поэзии и русской культуры
- Визит Андрея Турчака и митрополита Тихона в Пушкинские Горы. ФОТОРЕПОРТАЖ
- Андрей Турчак и Михаил Ведерников осмотрели реконструкцию Святогорского монастыря
- Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря выступит в опере «Евгений Онегин» в Михайловском
- Андрей Турчак, Михаил Ведерников и владыка Тихон высадили яблони в Святогорском монастыре
- Андрей Турчак и Михаил Ведерников возложили цветы к могиле Александра Пушкина
- Андрея Турчака наградили медалью преподобного Мартирия Зеленецкого
- Театр дышит, где хочет. К 225-летию Александра Пушкина
- В канун 225-го дня рождения Пушкина «Михайловскому» подарили копейку времëн Бориса Годунова
- Андрей Турчак и Сергей Безруков приехали в монастырь в Пушкинских Горах
- Оксана Филиппова: Пушкиногорцы перед праздником наводят максимальный порядок
- Пушкинский день отмечают в России 6 июня
- Божественная литургия состоится в Святогорском монастыре в Дни пушкинской поэзии
- Директор «Михайловского» выступил перед оргкомитетом по подготовке и проведению пушкинского юбилея в Москве
- Росгвардейцы примут участие в обеспечении безопасности при проведении Дней Пушкинской поэзии
- Дуб — символ Пушкинских праздников поэзии готовятся торжественно представить гостям «Михайловского»
- Около 50 тысяч участников ожидается на Днях Пушкинской Поэзии - Ольга Тимофеева
- Поляну в Михайловском обрабатывают от насекомых - Дмитрий Волхонов
- Порядка 150 педагогов примут участие в форуме учителей в рамках Дней Пушкинской поэзии
- Правительство привлекло значительное количество внебюджетных средств для Дней Пушкинской поэзии - Ольга Тимофеева
- Шоу-оркестр из Петербурга выступит на Днях Пушкинской поэзии
- Монтаж главной сцены Пушкинского праздника поэзии начали в «Михайловском»
- Георгий Василевич: Ждем на празднике в Михайловском 60 тысяч гостей
- Сергей Безруков выступит на Днях Пушкинской поэзии и русской культуры
- Опера «Евгений Онегин» прозвучит на главной сцене в Михайловском 7 июня
- Московская певица и музыкант Варвара Визбор выступит на Днях Пушкинской поэзии и русской культуры
- Спектакль «Черная речка. Кукольная дуэль» покажут на Днях Пушкинской поэзии и русской культуры 8 июня
- Посвященные Пушкину работы скульпторов можно будет увидеть на арт-прогулке в Пушкинских Горах
- Квест «Лукоморье существует?» пройдет в Пушкинских Горах
- Билеты на спектакль на плотах можно получить в Псковской областной филармонии с 28 мая
- Гоша Куценко даст два концерта в Псковской области
- Опубликована программа Дней Пушкинской поэзии и русской культуры
- Выездное совещание по организации Дней Пушкинской поэзии провели в «Михайловском»
- Театрализованное шествие-конкурс пройдет в рамках Дней Пушкинской поэзии и русской культуры в Пушкинских Горах 8 июня. Об этом сообщили в Telegram-канале театрально-концертной дирекции Псковской области.
- Минкульт выделил почти 30 млн рублей на Дни Пушкинской поэзии в Псковской области
- «Подстрочник»: Дни Пушкинской поэзии и русской культуры-2024. ВИДЕО
- Безруков и Хабенский приедут в Псковскую область на празднование Дней Пушкинской поэзии
- Дни Пушкинской поэзии и русской культуры пройдут в Пушкинских Горах
- Безруков, Хабенский и Башмет могут принять участие в Днях Пушкинской поэзии-2024