www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
22 мая 6 июня 17 июня 24 июня 16 июня 26 июня 26 июня Телефон прямого эфира 25 июня 30 июня 27 июня 16 мая 30 января 26 июня 22 мая 30 января

Напугали ежа голой задницей

06.11.2020 15:42 «ПЛН-FM»

Не совсем понимаю, почему опубликованный вчера вердикт Счетной палаты РФ по поводу нашего многострадального бюджета и его еще более многострадального госдолга многие восприняли, как гром среди ясного неба. Знаете, есть такая глупая детская шутка: внезапно достаешь свою руку из кармана, начинаешь ей дико трясти перед лицом собеседника и орать «А-а-а-а-а, посмотри, что у меня на руке! У меня пять пальцев!!!». Несмотря на идиотичность ситуации, ваш визави невольно пугается. Вот сейчас произошло ровно то же самое. Только такую шутку с нами провернуло федеральное контрольное ведомство.

Заодно и по щам нашим чиновникам надавало. Мол, ужас какое наплевательство и попустительство, довели регион до ручки и даже не краснеют. Аудиторы Счетной палаты с видом первооткрывателей вскрыли наши заплесневелые проблемы, но почему-то постеснялись копнуть глубже и уж довести свое расследование до конца, а заодно ответить на вопрос, а так ли справедливо перекладывать всю ответственность на регионы?


Зато в псковском медиапространстве, в основном «тележном», тут же слетелось воронье, начало клевать административный блок и предвещать нашему региону очередной финансовый апокалипсис. Это кликушество, к слову, носит такой же перманентный характер, как и сам госдолг, неизбывный дефицит бюджета и несмываемый татуаж слова «дотационный» на его хилом плече.

{{vrezka_news:396000}}

И вот тут хочется все-таки расставить некоторые точки над i.

Начнем с истории. Госдолг в Псковской области появился не на пустом месте. Его появление и гипертрофированный рост за относительно короткое время часто записывают в жирные минусы губернаторства Андрея Турчака. При этом все как будто забывают, что это государство озадачило свои субъекты майскими хотелками, а как их воплощать депрессивным регионам, толком не рассказало. К тому же после кризиса 2008 года (сколько их было, мама дорогая) на Псковщине творилось черт знает что: с дорогами, с инженерной инфраструктурой, со сферой ЖКХ. Все это ни много ни мало грозило обернуться, не побоюсь этого слова, техногенными катастрофами. Да и социальные коллапсы настойчиво стучались в окно, ибо сферы здравоохранения, образования, спорта тоже требовали срочного хирургического вмешательства.

Но работать нужно было в условиях «денег нет, но вы держитесь». Поэтому приходилось брать ежегодно новые займы, пока мы в конце концов не уперлись в кредитный потолок (было и такое - в 2017 году), к тому моменту госдолг за семь лет вырос в 10 раз. Впрочем, несмотря на все заверения властей «ну, теперь мы точно больше ни-ни», госдолг Псковской области основательно подрос и при новой губернаторской команде - с 15 до 17 млрд рублей, это те самые 15% за три года, которым нам сейчас тыкает в лицо Счетная палата РФ.

И вот тут важно разобраться, а так ли действительно необходимо было Псковской области погружаться в пучину многомиллиардных долговых обязательств? И главное, что мы должны понять, пытаясь найти ответ на этот нетривиальный вопрос, что это вовсе не наши псковские финансисты придумали правила этой игры с долгами. Так уж устроена экономическая модель в нашей стране, что совсем немногие субъекты федерации способны исполнять все свои обязательства без помощи федерального бюджета и без заимствований. И налоговая политика, и существующие межбюджетные отношения буквально подталкивают регионы к долговой зависимости. Регионы вынуждены брать кредиты у государства, а когда оно «жмется», в ход идут кредиты коммерческих банков под если не кабальные, то уж точно гораздо менее выгодные условия.

О причинах сложившейся ситуации говорят уже как минимум десятилетие. Региональный парламент неоднократно выходил на федеральный уровень с предложениями о внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. И об исключении акцизов и транспортного налога из расчета налогового потенциала, и о неснижаемом уровне дотаций по отношению к предыдущему году низкообеспеченным регионам тоже речь велась, и не один год. И сейчас вновь депутатский корпус областного Собрания вышел с обращением на имя премьер-министра с перечислением всех этих бед и просьбой услышать глас вопиющего в пустыне.

{{vrezka_news:396056}}

Пока же ситуация остается печальной: доходы большинства регионов страны по-прежнему ниже расходов, а бюджетных кредитов хватает разве что на латание дыр от снижения безвозмездных поступлений. Для Псковской области в этом году еще и снизили дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - аж на 246 млн рублей, потому что у нас выросли поступления от акцизов на нефтепродукты. Вот только эту статью доходов, а у нас она превышает 20% доходной базы благодаря транзитному положению, не потратишь никуда, кроме как на дорожный фонд.

И давайте будем честны. Псковская область в своей закредитованности совсем не уникальна. В тех же 2010-2015 годах рост задолженности отмечался в целом по стране. Причин было несколько. Во-первых, с 2012 года субъекты РФ начали терять налог на прибыль, ибо федеральный центр жадно увеличил свою долю этого налога. Во-вторых, денег требовали все те же «майские указы», которые, в частности, обязали увеличить зарплаты в бюджетном секторе. В-третьих, выделение дотаций регионам серьезно ужесточили. Не до жиру.

И вот тут не совсем понятно, почему Счетная палата «придралась» именно к нам. С Мордовией-то все ясно, краше в финансовом смысле в гроб кладут, но мы-то явно демонстрируем не самый ужас-ужас в плане госдолга.

Все познается в сравнении. По данным Минфина, в 2020 году в России только два региона полностью свободны от госдолга: это Севастополь (туда сейчас столько денег вбухивают, что никакие займы не нужны) и Сахалин, то есть лишь 2 региона из 85! При этом только 36 регионов худо-бедно смогли сократить свой госдолг, тогда как 20 сохранили госдолг на прежнем уровне, а 27(!) - увеличили. При этом Псковская область даже не входит в топ регионов с наибольшим госдолгом.


Источник: «Новые Известия»

Понятно, что сравнивать наши потребности с субъектами-миллионниками глупо, но даже по соотношению госдолга к собственным доходам мы не самые выдающиеся деятели.

Если уж заниматься паникерством, то список регионов, которые напрашиваются на внешнее управление, будет состоять совсем не из пары-тройки субъектов федерации. И не факт, что мы окажемся в их числе. Снова смотрим на данные Минфина, согласно которым госдолг Псковской области на начало 2020 года превышал 92% от собственных доходов. Куда хуже дела обстоят в Томской области, Калмыкии, Орловской области, Удмуртии, Хакасии и Мордовии. У последних трех субъектов он уже перевалил за 100%. А Мордовия просто шокирует своими 211,5%.

В чем действительно можно упрекнуть наш регион – это в слишком высокой доле коммерческих кредитов в теле госдолга – 76%. Такого нет больше ни у одного субъекта страны.

Но, опять же, можно ли это назвать косяком исключительно нашей финансовой политики, если простора для маневров у региона, по сути, нет? Все те «бешеные бабки», которые валятся в наш бюджет из федеральной казны, носят исключительно целевой характер. Потратишь не туда, недалеко и до уголовки. Поэтому даже если средства не удается освоить в силу безрукости, их приходится просто возвращать обратно в федеральный центр.

Остальные доходы? Они никогда не дотягивали у нас до уровня расходов, а из-за коронавирусной повестки они еще и сократились до критического уровня. Так, по оценке рейтингового агентства АКРА, бюджеты субъектов РФ по итогам года могут не досчитаться 9% в своей доходной базе. И это средняя температура по больнице. Что делать в таких условиях? Остается либо сокращать расходы (кто ж позволит, нацпроекты никто не отменял), либо… снова залезать в долги.

И еще раз – мы не одни такие, якобы не видящие берегов, оболтусы! Вот «Российская газета» пишет, что все субъекты Северо-Западного федерального округа, все, Карл, сейчас наращивают государственный долг. Причем в структуре заимствований вновь появились коммерческие займы, которые в последние годы активно вытеснялись за счет бюджетных кредитов. Эксперты называют тенденцию ожидаемой - мероприятия по противодействию коронавирусу требуют дополнительных расходов, в то время как собственные доходы падают.


Источник: «Российская газета»

Любопытно, что рост долгов в регионах многие аналитики прогнозировали еще до пандемии, потому что рубль волатилен, котировки на нефть нестабильны, а финансировать национальные проекты - надо.

Не подумайте, что я сейчас оправдываю само наличие госдолга. Нет в нем ничего хорошего! Ему сопутствуют не только мнимые угрозы дефолта, но и вполне конкретные проблемы. Тут и пониженные кредитные рейтинги (это означает не только сложности с получением новых займов, но и ухудшение инвестиционного климата), и угрозы сорваться с тонкой грани соблюдения бюджетного законодательства (а это уже вполне осязаемые санкции), и не самые радужные перспективы по выбиванию денег из федерального кармана, где хронических должников не очень-то и любят. А главное, на обслуживание госдолга приходится тратить непозволительно много денег – в нашем случае около 1 млрд рублей!

Но не нужно демонизировать в этом смысле Псковскую область.

Да, можно и нужно говорить, что у нас верхи недостаточно постарались, чтобы создать комфортные условия для развития бизнеса, то есть читай – для увеличения доходной базы за счет налогов. Но, повторюсь, корень проблемы лежит не только в этом. Эксперты отмечают, что даже если чиновники на местах вдруг раскроют все свои таланты, эффект может быть все равно нулевым. Потому что любые реформы – это тоже небесплатно. А где взять денег, если у нас на все социальные обязательства их не хватает? Вот есть конкретная задача – сейчас навскидку - куча мостов у нас на грани фола в регионе, надо срочно реконструировать, ремонтировать, приводить в порядок. И тут, представьте, выдвигается идея, как лишиться энного количества сопоставимых денег, которая, возможно (и это ключевое слово) даст некий отложенный эффект в будущем. Думаете, областные депутаты утвердят такого кота Шредингера в бюджете? Тем более на примере ОЭЗ «Моглино» мы видим успешность таких «отложенных эффектов».

И вот еще на какой любопытный момент обращают внимание аналитики Forbes – они признают, что чрезмерная долговая нагрузка рискованна и с определенного уровня начинает снижать оценку инвестклимата, но, с другой стороны, займы для регионов - это такой же механизм развития, как и для бизнеса.

Вот и получается, что властям проще, а порой и выгоднее брать в долг или обращаться к федеральным властям с протянутой рукой. Жаль только, что распределение такой поддержки не имеет никаких стандартов и зависит от решения, отношения, настроения (нужно подчеркнуть) конкретных людей в правительстве. И деньги, опять же, если и выделяют, то на конкретные цели, а не на погашение долгов. Может быть, и правильно. Попустительство расхолаживает.

Зато заявления а-ля аудиторские отчеты Счетной палаты – тонизируют. На самом деле, моменты, которые заставляют насторожиться действительно есть. Например, тот факт, что Псковская область все никак не может договориться с Минфином о реструктуризации госдолга, потому что уважаемое министерство, как говорят в региональном финкомитете, ставит перед нами заведомо невыполнимые условия. Диалог со столичными чиновниками в этом направлении носит какой-то вялотекущий и малорезультативный характер, увы.

Пугает и то, что в этом году регионам дали карт-бланш – на фоне пандемии они могут позволить себе свободную финансовую политику, в том числе в плане госдолга и дефицита областной казны. Как бы не нарубить в таких демократичных условиях дров… Их пока в бюджете и так хватает.

Алексей Овчинников

Источник: ПЛН-FM





 

Почувствовали ли вы резкое ухудшение качества жизни в последнее время?










  смотреть результаты



Почувствовали ли вы резкое ухудшение качества жизни в последнее время?










  смотреть результаты