«Гонки по вертикали»: 1000 дней СВО, муниципальная реформа 3.0 и релоканты против Шлосберга*
Предлагаем вашему вниманию текстовую версию информационно-аналитической программы «Гонки по вертикали». Передача, посвященная темам общественно-политической жизни, выходит по вторникам в эфире радио «ПЛН FM». Свое мнение высказывает автор программы, главный редактор Псковской Ленты Новостей Александр Савенко.
Центральные темы выпуска.
Начнем с даты, о которой в эти дни напомнили российские СМИ и авторы Telegram-каналов: тысяча дней прошла с 24 февраля 2022 года, когда началась специальная военная операция. Надо ли говорить, что она резко изменила ход не только внешнеполитических процессов, но и внутреннюю политику. Как всегда бывает в стремительно меняющихся условиях, кто-то потерял позиции, а кто-то напротив пошел вверх. И здесь следует напомнить, что ранее президент России Владимир Путин называл участников СВО подлинной элитой, и заявлял о том, что они должны выходить на ведущие позиции во многих сферах, в том числе в политике, в муниципальном управлении, возглавлять регионы и т. д.
Вполне закономерно, что сейчас мы наблюдаем приход в органы власти и МСУ, руководящие органы политических партий тех, кто так или связан с проведением спецоперации. При этом отмечаем, что этот процесс проходит не так, чтобы очень просто, алгоритмично и линейно. Нет — бывает по-разному. На память сразу приходит пример бывшего псковского губернатора Андрея Турчака — вот уж кто был в этой повестке: неоднократно ездил в зону СВО, в статусе секретаря Генсовета «Единой России» и вице-спикера Совета Федерации возглавлял рабочую группу, готовил доклады Путину — и, по прогнозам экспертов, после президентских выборов весной этого года он мог получить новое назначение на еще более высокий пост. Однако вышло иначе. В июне сенатор от Псковской области был отправлен президентом руководить Республикой Алтай, в этом многие наблюдатели усмотрели связь с тем, как партия выполняла установки на привлечение той самой новой элиты — участников СВО и связанных с ней активистов. Ну да это федеральная политика. А что у нас в регионе? Тут тоже наблюдаем влияние специальной военной операции на актуальную повестку, действия властей и кадровые решения. Таких примеров можно привести немало — начиная с назначения бывшего командира 76-й дивизии, боевого генерала Алексея Наумца представителем правительства региона в Совете Федерации и отъездом экс-руководителя аппарата областной администрации Сергея Дмитриева в новые регионы и заканчивая избранием депутатом Псковской гордумы Алеси Михачевой - активистки волонтерского движения, проявившей себя по теме гуманитарной помощи и поддержки участников спецоперации, а также назначением руководителем областного филиала фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества» и заместителем председателя Общественной палаты Псковской области Надежды Васильевой. Были основания ожидать, что участником этих процессов станет и бывший заместитель командира дивизии Олег Грицаев, еще в 2021 году вошедший в пятерку лидеров списка «Единой России» на выборах в областное Собрание и ставший депутатом. Однако год назад он неожиданно покинул региональный парламент, был назначен заместителем главы Гдовского района и выглядел потенциальным сменщиком Евгения Васильева. Но затем так же неожиданно покинул пост, пропал из публичной плоскости, а сейчас, по информации ПЛН, может отправиться в Африку, чуть ли не в качестве комбрига, по следам «вагнеровских музыкантов».
- Ты как здесь оказался?
- Стреляли! (из фильма «Белое солнце пустыни»)
В продолжение разговора о влиянии СВО на общественно-политическую жизнь отмечу, что за два с половиной года в стране в целом и в нашем регионе в частности значительно увеличилось количество проводимых патриотических мероприятий и акций.
Организуются они по многим направлениям, в том числе по линии правительства региона, общественных организаций, под эгидой регионального отделения Российского военно-исторического общества во главе с депутатом Госдумы Александром Борисовым, который на минувшей неделе работал в регионе, проводил в Пскове видеолекторий «Потягнем за Отечество!» с демонстрацией исторических программ производства канала ПЛН-ТВ и дал интервью радио ПЛН FM.
Огромное влияние спецоперация оказала и на российскую оппозицию. После 24 февраля многие из критиков режима покинули страну — и уже достаточно скоро обозреватели стали замечать становившееся всё более очевидным расхождение во взглядах релокантов и тех оппозиционеров, которые остались в России. Как это происходило, например, с бывшими псковскими журналистами и блогерами, уехавшими в Латвию, с одной стороны, - и оставшимися на родине их прежними единомышленниками из псковского «Яблока», с другой.
При этом до недавнего времени выпады внесенных Минюстом в реестр иностранных агентов обосновавшихся в Риге Дениса Камалягина*, Алексея Малова* и прочих релокантов в адрес лидера псковских яблочников, заместителя председателя партии, иноагента Льва Шлосберга* выглядели в духе старика Паниковского — мол, вы же знаете, что нас связывало, критиковать Льва Марковича нам непросто с моральной точки зрения, но ведь неправ, говорит и делает не то.
- Я очень уважаю Бендера. Но он осел! Ей-богу, жалкая, ничтожная личность! (из фильма «Золотой теленок»)
Так было прежде, а теперь маски сорваны — и никто уже особо не церемонится. На минувшей неделе зампредседателя «Яблока» попал в интернете под атаку политических эмигрантов, в том числе из-за границы участие в этой организованной массированной травле (обычно представители оппозиции обвиняют в использовании подобных методов власть — а тут точно то же самое) принимали и «птенцы его гнезда», и многие уехавшие из страны либеральные общественные деятели, писатели, журналисты (в их числе - внесенные в список иностранных агентов Виктор Шендерович*, Дмитрий Быков*, Александр Невзоров*, последний вместе с супругой признан экстремистским объединением). Досталось псковскому оппозиционеру за то самое интервью Ксении Собчак, данное в Пскове — о нем мы уже говорили в предыдущем выпуске нашей программы.
«Прилетело» прежде всего за фрагмент беседы, в Лев Шлосберг* отказывает сопротивляющейся Украине в праве считаться жертвой. Это заявление вызвало возмущение тех, кого псковский оппозиционер ранее отнес к «партии чужой крови» — и началось такое, мама не горюй! Травля в режиме нон-стоп, тысячи комментариев в социальных сетях, прямые оскорбления и навешивание самых обидных ярлыков.
Однако тут важно понимать, что дело не в одном только псковском яблочнике — наблюдаем здесь глобальный водораздел и раскол, причем, не по вопросу методов ведения политической борьбы, финансирования, в частности фандрайзинговых схем, и тому подобных вещей (то есть это вам не разборки внесенного в реестр иноагентов Максима Каца* и также признанного в России иностранным агентом, экстремистской организацией и запрещенного ФБК*) — тут мы видим раскол по идеологической линии. И фиксируем третью точку зрения, иной взгляд на происходящее. Наряду с российской позицией, подразумевающей достижение заявленных президентом целей и победу, и точкой зрения критиков режима, которые выступают в унисон со своими западными хозяевами, топят за эскалацию конфликта и нанесение России стратегического поражения, проговаривается третья позиция - незамедлительное заключение соглашения о прекращении огня и прекращение гибели людей. Она в общем-то не нова, ранее высказывалась лидером «Яблока» Григорием Явлинским, теперь за нее достается Льву Шлосбергу*, который явно не ожидал такой реакции на свои слова. О чем, на мой взгляд, свидетельствует его достаточно нервная реакция, радикализация позиции и переход на личности оппонентов.
- Грубить не каждый умеет. Тут талант надо иметь (из фильма «Королева бензоколонки»)
Ясно, что с этими людьми у лидера псковских яблочников теперь нет ничего общего (то есть это уже не дискуссия — стороны заочного конфликта раз за разом повторяют, что не вступают в спор), хотя недавно они были как минимум идеологически близки. Странно, но в то время, как федеральное «Яблоко» в лице председателя партии Николая Рыбакова высказалось в поддержку оказавшегося между властным молотом и эмигрантской наковальней однопартийца, наши местные яблочники молчат. Очень показательно, что также внесенный Минюстом в реестр иноагентов активист, экс-депутат, а теперь еще и член Федерального совета партии «Яблоко» Николай Кузьмин* отказался комментировать ситуацию и отвечать на вопросы ПЛН о том, почему он не высказывает публично свою позицию, кого поддерживает в этом споре, и как относится к выступлениям в сети против Шлосберга* бывших псковичей — Камалягина* и Малова*. На заданные ему вопросы он ответил, что не будет давать никаких политических комментариев, так как пытается снять с себя статус иноагента. Хотя еще недавно, даже после обысков, ничто его в этом не ограничивало. А теперь воздерживается, и это очень симптоматичный звоночек. В целом во всей истории очень четко проявилось, что уехавшие выступают за эскалацию конфликта, готовы обливать грязью страну и оставшихся в ней людей, возлагая на всех сразу коллективную ответственность. Глядя на происходящее, наблюдатели выдвинули три версии. Согласно одной из них, происходит тот самый идеологический раскол. Другие считают, что всё банальнее — и тут просто идет «внутривидовая борьба» за источники финансирования и ресурсы. Сторонники третьей версии исходят из того, что участники конфликта борются за аудиторию, надеясь на то, что «когда всё изменится» - будет важно, кто с какой позиции выступал в этом споре.
И напоследок — о муниципальной реформе, о которой мы в последнее время говорим регулярно. На минувшей неделе фактически был дан старт третьему ее этапу – о желании пойти по пути преобразований публично заявили главы Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов. Понятно, что реформа может затронуть практически все оставшиеся районами муниципальные образования Псковской области. Вопросы остаются разве что по Гдовскому району, где реформа по весне забуксовала, да еще по Великим Лукам – о ситуации там мы подробно говорили в одном из предыдущих выпусков программы.
Так или иначе, уже сейчас, почти за полтора месяца до окончания 2024 года, становится очевидной одна из основных тем политической жизни нашего региона в следующем 2025-м году. О желании стать участниками муниципальной реформы главы ряда районов заявили на заседании правления ассоциации «Совет муниципальных образований Псковской области».
Третий этап стартует, когда еще не до конца завершен предыдущий, участниками которого стали пять муниципальных образований. В них сформированные по итогам сентябрьских выборов собрания депутатов только-только избрали глав из числа участников конкурсов. Так или иначе, все тут однозначно высказываются в пользу преобразования районов в муниципальные округа, отмечая эффективность централизованного управления, удобство единообразия имущественных и финансовых решений, а также централизации кадровой службы и службы закупок. Как отмечает ПЛН, об этих плюсах говорили и участники уже упомянутой встречи членов «Совета муниципальных образований Псковской области», на которой прозвучали очередные предложения.
Губернатор Михаил Ведерников и председатель областного Собрания депутатов Александр Котов инициативу с мест ожидаемо поддержали — иначе и быть не могло: ведь региональные власти с самого начала выступали за проведение реформы. Во вторник первые лица региональной власти выступили в поддержку постепенного перехода к системе управления в форме муниципальных округов в оставшихся районах Псковской области. Они также поддержали возможность установления для всех муниципалитетов единого способа избрания главы муниципального образования представительным органом муниципалитета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. За данные инициативы на заседании члены правления ассоциации проголосовали единогласно. Таким образом, процесс преобразования районов в округа в Псковской области будет продолжен. Как и прежде Псковская Лента Новостей и ПЛН FM будут внимательно наблюдать за ходом реформы, по итогам которой органы МСУ будут уже окончательно встроены в вертикаль власти.
- Красота-то какая. Лепота! (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»)
На сегодня всё. Это были «Гонки по вертикали» с Александром Савенко. Спасибо за внимание. Если досмотрели до конца и понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на канал ПЛН-ТВ. Будьте здоровы. И помните: если вы не занимаетесь политикой — политика займется вами.
* Лев Шлосберг, Алексей Малов, Денис Камалягин, Николай Кузьмин, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков, Александр Невзоров, Максим Кац, ФБК внесены Министерством юстиции РФ в реестр иностранных агентов.
Источник: ПЛН-FM