Заклятие музыкой
Русский карнавал - явление, которое интуитивно понятно и знакомо каждому, кто хоть раз был зрителем или участником народных гуляний.
За сотни лет существования площадной культуры в России ее суть мало менялась, если менялась вообще. Герои лубочных историй и типичные персонажи ярмарок ходят с нами рука об руку. Где заканчивается карнавал и начинается обычная жизнь? Оставим этот вопрос философам XX и XXI веков и обратимся к музыке. Кажется, с ней все понятнее: если веселая, значит, праздник, если грустная, значит, траур…
Однако все не так однозначно. Найти радостные произведения в искусстве - та еще задача. Еще сложнее она в русской классической музыке. Свое решение дилеммы предложил Петербургский МолОт-ансамбль на Фестивале русской музыки им. Н.А.Римского-Корсакова и М.П.Мусоргского.
Коллектив специализируется на сочинениях XX-XXI веков. В Пскове прозвучала программа «Русский карнавал», которую музыканты исполнили в концертном зале Детской музыкальной школы № 1. Событие получилось камерным и народным одновременно - технически безупречная эмоционально наполненная игра сделала слушателей соучастниками происходящего действа. «На площади все соседствует со всем», - то и дело напоминал директор петербургского МолОт-ансамбля Артур Зобнин, исполнявший скрипичные партии.
При таком раскладе совершенно не удивляет, почему концерт начался «Трепаком» Петра Чайковского из балета «Щелкунчик» и псковским наигрышем «Барыня», а закончился песней-сценкой «Словно в сказке» современного композитора Настасьи Хрущевой. В принципе задаваться вопросом «почему» не было ни единого повода. Это же карнавал!
Следом за наигрышами прозвучала «История солдата» Игоря Стравинского, а за ней – вереница произведений современных композиторов: Сергея Слонимского, Ярослава Судзиловского, Олега Гудачёва. Площадная культура предполагает вседозволенность, ведь привлечь внимание толпы нужно любой ценой. Музыка преследует ту же цель – быть замеченной и услышанной. Современный композитор не только пишет партитуру, но и решает вопросы исполнительного мастерства: как и когда пользоваться инструментами и голосом. Если надо играть зубной щеткой на виолончели, значит, надо. Надо бить молотками по железу – будет исполнено. Имитировать аплодисменты и чмоки - да! Еще помните, что сейчас вообще-то праздник? Тогда вот вам танго, вальс, мини-фуга, мини-румба, дискотека, завывание ветра на берегах Невы и дрель соседа за стеной. Все живет и звучит одномоментно: пахота и мемы, Чайковский и мы.
«Русский карнавал» - программа, которая не рассказывает нудно и умно о преемственности в академической музыке, переосмыслении композиторами народных тем и образов и т.д., и т.п. Слушателю наглядно показано, как это происходит. Без терминов, без зауми, без снобизма, пафоса и вызова. Заслуга МолОт-ансамбля не только в качественных аранжировках и хорошем плейлисте, но и в виртуозном исполнении каждого сочинения. Если ваша вечерника не похожа на концерт, откуда не ушел ни один зритель, что бы ни происходило на сцене, значит, время знакомится с МолОтом!
Современное искусство, с одной стороны, окружает нас везде и всюду, а с другой, часто остается непонятым и невостребованным. Зритель/слушатель/читатель проходит все стадии психологической модели Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия), за исключением принятия. У псковичей благодаря Фестивалю русской музыки появилась возможность изменить свое отношение к современной академической музыке. Будем ждать новых поводов для удивления и восхищения!
Дина Дабришюте
Источник: ПЛН-FM
- Модест Мусоргский жил и творил в уникальном месте – Валерий Гергиев
- Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
- Оперу «Хованщина» дадут артисты из Петербурга в псковской филармонии
- Новую программу представит ансамбль «Псков» на Фестивале русской музыки
- Руководитель ансамбля русской музыки пригласила псковичей на концерт «В каждый ноте – вдохновенье»
- Духовная музыка России прозвучит сегодня в Псковской областной филармонии
- Солисты Государственной симфонической капеллы России стали гостями программы «Подстрочник». ВИДЕО
- Государственная академическая симфоническая капелла выступила на Фестивале русской музыки в Пскове
- Заклятие музыкой
- Концерт Петрозаводской консерватории прошел в Псковской филармонии
- Псковская музыкальная мозаика
- Балет «Кармен-сюита» в Пскове. ФОТОРЕПОРТАЖ
- Юбилейный фестиваль русской музыки начал работу в Пскове
- Открытие Фестиваля русской музыки репетируют на сцене в Пскове
- Балетный гала-концерт откроет юбилейный Фестиваль русской музыки в Пскове
- Премьерный показ балетного гала-концерта состоится в Пскове в рамках юбилейного фестиваля русской музык
- «Беседка»: О концерте Симфонического оркестра Петрозаводской консерватории в Пскове
- «Беседка»: Режиссер и актриса Ольга Пикколо о «Сказке в русской музыке»
- Синкретизм искусства, песка и слова позволит юным зрителям полностью погрузиться в «Сказку русской музыки» – режиссер спектакля
- Дирижер и оркестр станут действующими лицами «Сказки в русской музыке» на фестивале в Пскове
- Открытие Фестиваля русской музыки репетируют в псковской филармонии. ВИДЕО
- Балет «Кармен-сюита» привезут в Псков артисты из Петербурга
- «Беседка»: Ведущая солистка «Санкт-Петербургского балета» Елена Коцюбира о «Кармен-сюите»
- Опубликована программа 50-го Фестиваля русской музыки в Пскове
- Директор Псковской филармонии о 50-м Фестивале русской музыки
- Русская духовная музыка XIX-XX веков прозвучит на юбилейном Фестивале русской музыки в Пскове
- «Подстрочник» с Мариной Николаевой: о юбилейном Фестивале русской музыки. ВИДЕО
- Открытки с афишами Фестиваля русской музыки хотят создать организаторы
- Ансамбль «Псков» подготовит новую программу для Фестиваля русской музыки
- Сразу три мероприятия Фестиваля русской музыки состоятся в Пскове 19 марта
- Фестиваль русской музыки в Пскове не мог обойти три грандиозных юбилея – Марина Николаева
- О 50-м Фестивале русской музыки расскажет директор Псковской филармонии Марина Николаева в эфире «ПЛН FM»
- Оркестр Мариинского театра выступит на 50-м Фестивале русской музыки в Пскове
- Ольга Тимофеева: Фестиваль русской музыки-2024 будет выразительно отличаться