www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
11 января Телефон 22 декабря 28 декабря 11 января 20 декабря 30 декабря 21 декабря 30 декабря 14 января 11 января 11 января 22 декабря 28 декабря 30 декабря 21 декабря

Продуктовый фуфел

15.01.2021 17:36 «Эхо Москвы» в Пскове»

Федеральные торговые сети, замочив в неравной борьбе региональный ритейл, царствуют на этом рынке почти безраздельно. Они прочно вошли в нашу жизнь и стали, не побоюсь этого слова, ее частью. Посмотрите, супермаркеты появились чуть ли не на каждом углу. Кажется, сегодня даже в самом отдаленном спальном районе города можно наткнуться если не на «Пятерочку», так на «Магнит». Удобно? Безусловно. Вот только вместе с удобством и сравнительно низкими ценами мы получили убогий выбор и сомнительное качество продуктов, а также ситуацию, весьма близкую к безальтернативной.

 

Думаю, никого не нужно убеждать, что качество и выбор продуктов в торговых сетях Пскова действительно оставляет желать лучшего. Причем с каждым годом ситуация только усугубляется. Кажется, это уже начали осознавать даже готовые взять все, что по желтому ценнику, бабушки. Куда ни ткнись - везде одни и те же набившие оскомину бренды, а за некоторыми фруктами и овощами еще и побегать придется, потому что, если пропадают, к примеру, накануне Нового года помидоры черри, то везде.

Сразу стоит обозначить очевидное - все это плоды контрсанкций нашего государства и продуктового эмбарго, которым уже 7 лет в обед. Унтер-офицерская вдова высекла сама себя - как только с прилавков исчезли импортные продукты, вместе с ними растворилась и вменяемая конкуренция. Российские производители на ниве импортозамещения быстро смекнули, что «пипл и так схавает», и завалили магазины посредственными изделиями, потребляемыми внутрь. Назвать это едой не всегда язык поворачивается. Что-то сыроподобное, молокообразное, напоминающее мясо и притворяющееся рыбой. Цены при этом, напомню, на все это чудо только регулярно росли.

Придираюсь? Ну тогда и академики РАМН придираются: их исследования говорят о том, что как минимум треть всех заболеваний россиян связана с тем, что они едят.

Есть расхожее мнение, что все эти беды связаны с паталогической бедностью нашего населения. Пенсионеры особенно не нарадуются «Пятерочкам», а то и более радикальным лоукостерам вроде «Светофора», которые позволяют хоть как-то прожить на пенсию. Пусть из пальмового масла, консервантов и заменителей, зато доступно.

Вот только исследования показывают, что в России люди тратят на еду столько же, сколько, например, в Венгрии или Чехии, однако европейцы получают за эти деньги продукты заметно лучшего качества. Неслучайно многие псковичи, пока была такая возможность, регулярно ездили за едой в ближайшее заграничье. У них ведь там, за бугром, тоже есть лоукостеры, но выбор продуктов там вполне вменяемый.

У нас же сети кивают на производителей, мол, мы ни при чем, мы только продаем, а производители во всем обвиняют ритейлеров, якобы те постоянно давят на поставщиков, вынуждая снижать цену и тем самым экономить на компонентах. Некоторым даже приходится отказываться от ГОСТов или идти на откровенный обман покупателей.

При таком «футболе», как правило, виноваты и те, и другие.

А страдаем мы. Сейчас потребителю невозможно понять, где качественный продукт, а где нет. Если производитель заявляет, что его ТУ соответствуют советскому ГОСТу, остается лишь надеяться, что он говорит правду. Но ведь не секрет, что производители нынче покупают самое дешевое сырье в погоне за снижением себестоимости. Молоко с низкой жирностью добивается пальмовым маслом, в колбасы пихают сою и свиные шкуры, в сметану - крахмал, в шоколад - гидрожиры. Даже в пролетарскую кабачковую икру стали добавлять муку и другие наполнители.

Даже если на дешевой колбасе крупно написано «Не содержит сои», это лишь означает, что вместо сои там - субпродукты. Чудес не бывает, увы: низкая цена = такое же качество.

Считается, что фермерские продукты более натуральные и качественные. До какого-то момента так и было, говорят эксперты. Сейчас на режим «пипл и так схавает» переходят и на ниве частного АПК. Низкая платежеспособность населения и скукожившийся спрос заставляют, как бы это парадоксально звучало, не повышать привлекательность продуктов, чтобы мотивировать покупателя все-таки соблазнится, а скорее, наоборот, главное - добиться всеми правдами и неправдами снижения цены. Так что надпись «фермерский продукт» сама по себе не гарантирует качества.

А сколько примеров, когда за фермерскими скрывались товары, которые купили в соседнем сетевом гиганте!


Карикатура Сергея Елкина

К сожалению, сегодня масс-маркет ориентирован на покупателя, который ищет более низкую цену, а вопросы качества ограничиваются в лучшем случае проверкой срока годности на упаковке. При этом премиум-сегмент в нашей области не заинтересован совсем, так что прихода в регион в ближайшее время «Ашана», «Азбуки вкуса» или «Глобус Гурмэ» можно не ждать. Кошельками не вышли.

Попытка, кстати, была. В апреле 2014 года в Пскове открылся магазин деликатесов Paradis des Gourmets. Хамоны, прошутто, разные виды оливок, сыры - действительно рай для гурмана. Дорого, но прямиком из Европы. Увы, после введения Россией продуктового эмбарго магазин вынужден был закрыться навсегда, не проработав и полгода. Очевидно, хваленного российского импортозамещания так и не хватило, чтобы повторить этот опыт на отечественных щах. Хотя наши сыровары и мясорубы неустанно дуют в уши, что научились, делают не хуже и даже какими-то медалями бряцают. Но ведь, к примеру, президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев как-то сам отмечал, что в стране, где сотни лет не было культуры сыроварения, с кондачка выдавать достойную продукцию просто не получится.

Ага, ага, а еще в России нет приличных пастбищ, достойных семян, культуры производства вообще чего бы то ни было… Думаете, это я антипатриота включаю? Вот и нет, сами производители в этом признаются! Поэтому забугровый «Дор Блю» и наша реплика - это как изящная скульптура мастера и рядом поделка пятилетнего малыша из пластилина.  

Допустим, премиум-сегменты чего бы то ни было - удел ломящихся от денег столиц. Но у нас даже сети миддл-сегмента не удерживаются! Вспоминаем, как долго у нас проработали «SPAR» или «Лайм», а также печальную судьбу псковского «Империала», который скукожился до размера «Пятерочки» и мало чем стал отличаться от нее по ассортименту. Разве что «Вкусвилл» пока каким-то чудом держится.

Все это красноречиво говорит о социально-экономическом положении в Псковской области, получше всяких статистик и аналитических срезов. Живем так, что продукты на грани съедобного - потолок наших притязаний.

Ситуацию могли бы улучшить сами ритейлеры, если бы сотрудничали только с производителями качественного товара. Однако на данный момент, по утверждению большинства экспертов, поставщики конкурируют между собой только в цене, и это касается всех сегментов торговли. Разумеется, в самих сетях в этом никогда не признаются. «Да вы что, - скажут они, - для нас забота о покупателе на первом месте». Скажут, и в очередной раз «забудут» убрать с прилавков просрочку и плесневелые мандарины.

Впрочем, некоторые производители, в том числе и псковские, нередко говорят, что покупатели сами виноваты в том, что происходит в их продуктовой корзине. Им предлагаешь премиум-товар, где все натуральное и по всей строгости технологий, а они все равно берут его дешевый аналог, сваренный из бог весть чего и как. С другой стороны, откуда у россиян мог появиться правильный вкус, когда его никто не прививает?

Делать свой ассортимент более разнообразным сетям тоже нет никакого резона. Многие компании с удовольствием бы зашли на их полки, а уже существующие поставщики и рады бы предлагать новинки, но монстру это неинтересно. Гораздо проще работать по уже существующим договорам. Шаг влево - шаг вправо - это же риски упустить свою огромную маржу!

Cети устроили монопольный федеральный диктат, и именно они сегодня определяют правила игры для всех. Если завтра они решат, что мы должные есть с пола, боюсь, так и будет. По крайней мере, создается четкое ощущение, что всех нас держат за быдло.

Алексей Овчинников

Источник: «Эхо Москвы» в Пскове»





 

Какими критериями вы руководствуетесь при выборе места для загородного отдыха?












  смотреть результаты



Какими критериями вы руководствуетесь при выборе места для загородного отдыха?












  смотреть результаты