www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
30 января 6 июня Телефон прямого эфира 25 июня 17 июня 24 июня 27 июня 22 мая 16 мая 30 июня 16 июня 26 июня 26 июня 22 мая 25 июня 25 июня

Скандал с «Ревизором»

17.09.2019 16:39 «ПЛН-FM»

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор», вышедшего в эфир радио «Эхо Москвы» в Пскове 16 сентября. В центре внимания ведущей Любови Кузнецовой - скандал со спектаклем «Ревизор» в Екатеринбурге.

Свердловская прокуратура инициировала проверку информации о произошедшем в екатеринбургском Театре юного зрителя. Надзорное ведомство отреагировало на разгорающийся скандал вокруг спектакля «Ревизор», который показался некоторым зрителям порнографическим. Постановка Псковского театра драмы имени Пушкина была показана в рамках фестиваля «Реальный театр», проходившего с 6 по 13 сентября. Сцены моющегося в душе Хлестакова (естественно, нагишом) и особенно сцена изнасилования дочери городничего показались екатеринбургской журналистке Алене Абрамовой чрезмерными, тем более что, как она утверждает, в зале были дети. Естественно, скандал моментально перекинулся в СМИ и соцсети, начались обсуждения. Почти год назад аналогичная ситуация с постановкой Петра Шерешевского «Ревизор» была в Пскове: один из зрителей, педагог по образованию, написал гневное письмо на сайт губернатора региона. А общественность гудит спорами о допустимом и недопустимом на сцене театра, размышляет о распущенности и погоне за золотым тельцом «многих современных режиссеров», о необходимости по крайней мере частичного цензурирования театральных постановок. Да и вообще о падении морали и нравственности в современном мире.

Остро отреагировала на екатеринбургский скандал руководитель регионального отделения «Союза женщин России» Наталья Никифорова.

«Я бы назвала все это вакханалией в искусстве, и, собственно говоря, думаю, что это не имеет никакого отношения к искусству. Это абсолютно коммерческая история, история о деньгАх или о дЕньгах. Потому что то, что сегодня происходит с театрами, вызывает много вопросов. С одной стороны театр дотируется государством, а с другой зарабатывает сам. В итоге актеры, которые раздеваются на сцене, получают три копейки, а не три копейки получают режиссеры-постановщики этих странных перформансов. Еще раз повторюсь: совершенно коммерцианализированная история. Нет здесь какой-то высокой задачи и цели, чтобы достичь каких-то творческих закономерных успехов. Считаю, что все упирается в деньги, и нельзя говорить о чем-то серьезном, сравнивая это с Мейерхольдом, с Таировым. Мы видим некоторое повторение с тем, что было на рубеже 19 и 20 века, и оно логичное: когда пытаются взорвать консервативное пространство и найти для этого какие-то способы. А способ может быть только один - когда ты достучишься до зрителя и его эмоций, до его сознания, и человек уйдет со спектакля озаренный какой-то новой пьесой и найдет какие-то новые смыслы, увидит, что 19 век актуален и в 21-м. Но, честно говоря, я посмотрела в нашем театре «Таланты и поклонники», и абсолютно меня там не впечатлили ни конструкции, ни дохлая курица. Все это выглядит очень смешно на самом деле».

Псковский театр выступил с официальным заявлением относительно обвинений в порнографических сценах, присутствии в зале екатеринбургского ТЮЗа детей, несмотря на имеющуюся возрастную маркировку постановки 18+. Худрук Псковского драмтеатра Дмитрий Месхиев прокомментировал ситуацию для «Дневного дозора». Для него нападки на постановку - это не свидетельство желания отдельных граждан вернуться к цензуре. Хотя для него, известного режиссера, есть определенные вещи, которые на сцене он ставить не может по определению.

«Это никакая не цензура, это называется одним простым словом - мракобесие и непонимание ситуации. Наш спектакль «Ревизор» имеет возрастной ценз «18+». Если спектакль идет вечером с пометкой «18+» на афише, на билете и так далее, то, мне кажется, в первую очередь, это проблема родителей и учителей, которые ведут на него детей. Честно скажу: то, что какая-то журналистка где-то что-то увидела - это проблема СМИ, которые подхватили это все, не разобравшись в сути вопроса. Это спектакль, который шел в рамках фестиваля «Реальный театр» - взрослого фестиваля со взрослыми спектаклями. И да, наверное, есть определенная проблема в том, что нельзя было пускать детей на фестиваль с пометкой 18+. Если, конечно, дети в зале были. Потому что я пока подтверждений того, что дети в зале были, не видел. Никакой порнографии и тем более никакой эротики в спектакле нет. Если на заднем плане принимает душ артист с голой попой в сторону зала, я не вижу в этом ни эротики, ни порнографии. А давайте тогда куда мы денем картины Иванова, Рубенса и так далее? Мы тоже припишем это к порнографии? Есть вещи, которые показывать нельзя. Конечно, нельзя показывать обнаженный секс на сцене, нельзя хаять Родину, материнство, веру и так далее. Есть святые вещи, которые нельзя трогать»

Хлестакова в спектакле «Ревизор» в постановке Петра Шерешевского играет актер Камиль Хардин. Именно его (прошу прощения) обнаженная филейная часть обращена к залу. Считает ли он сцену в душе и сцену с изнасилованием дочки городничего порнографией - Камиль Хардин пояснил нашей программе.

«В сцене в душе я стою в глубине, перекрыт кучей декораций - прозрачная сетка, зеркала и так далее. Стою спиной обнаженный. Даже Николай Коляда дал комментарий по этому поводу. Он играл спектакль, где Хлестаков на переднем плане насиловал дочь городничегои супругу. А тут.... И сцена постельная, которая происходит - тоже не на переднем плане, а под одеялом. Очень странно называть такое действие порноспектаклем. Непросто ведь спектакль имеет пометку «18+». Это либо жестокость, либо мат, либо какая-то обнаженка. Надо же было подготовиться, прочитать рецензии, отзывы - почему конкретно на этот спектакль есть возрастное ограничение. Мне кажется, родители просто увидели название «Ревизор» и подумали: «Ну как, это же Гоголь, это же «Ревизор», проигнорировав, что это фантазия на тему. Подумали, ну что там может быть плохого?»

Ситуация скандала вызвана неразберихой и путаницей организаторов, предполагает актер Псковского академического театра, заслуженный артист России Сергей Попков. И, опять же не понимает, с чем связано возмущение зрителей от сценического действа: на его взгляд, никакой эротики в спектакле не представлено. Если на то пошло, в интернете современные дети могут без труда найти куда более шокирующий контент.

«Там только одна постельная сцена, да и то... В наше время, когда у каждого ребенка есть интернет, чего только они не видят и не знают! А у нас в спектакле все очень деликатно сделано. Я так считаю, что все в художественной переработке было».

Журналист и блогер, поклонник театра Александр Донецкий, комментируя ситуацию со скандалом в Екатеринбурге, четко разделяет два события: спектакль, который коллега считает мощным и глубоким, и хайп со скандалом, созданный местной журналисткой. И этот самый хайп уже навесил на постановку «Ревизора» бирку или клеймо «порноспектакля», что, вообще-то, не так. Комментарий Александра Донецкого.

 

«Что меня еще расстраивает во всей этой истории, так это реакция такого, знаете, спесивого, самодовольного жлобья, которое начинает беситься на интернет-форумах. Всякого рода агрессивные недоумки начинают строчить что-то вроде: «развлекайтесь у себя в подвалах», «не надо портить Гоголя своими фантазиями», «у Гоголя сцен изнасилования не было» - и так далее. Вот что на это можно ответить? Искусство театра никому ничем не обязано. Искусство театра - это не музей восковых фигур, пропахший нафталином, и не иллюстрация в школьной хрестоматии. А тот театр, о котором они постоянно пишут и вякают, существует исключительно в их убогом воображении. Театр-музей на самом деле никому не нужен. Никто не пойдет его смотреть. Даже сами эти злопыхатели, прячущиеся под фальшивыми никами. Вот все эти «писания» на форумах - просто явление наглого любующегося собой невежества и вульгарности, требующего «сделайте нам красиво». Как будто не было вообще 20 века с его массовой культурой, не было Бертолуччи, Пазолини, не было Ларса фон Триера и Франсуа Озона, не было «театра жестокости» Антонена Арто - тут можно долго перечислять. Вот всего этого не было, в представлении этих людей, пишущих на форумах. Но, тем не менее, они - эти реальные, живые люди - существуют и пытаются как-то свою точку зрения продвинуть».

Всю сознательную жизнь обожает читать, в том числе и Гоголя, протоиерей Владимир Попов. Он соглашается: в театре допустима и порнография, и кровь, и натурализм. Правда, на все эти вещи алчно смотрели в античности. Зачем это веку XXI? Отец Владимир отвечает просто: вернулись времена безбожия, распущенности. Чтобы это остановить, нужно быть просвещенным: читать классику - это и есть прививка нравственности.

«В эпоху античности театр вполне допускал это все. Более того, там порнография была прямо у всех на виду, и это было самым привлекательным зрелищем. Так что тут ничего не поделаешь. Мы как раз и идем к этому времени - так что, знаете ли, можно возмущаться, но это бессмысленно в том плане, что подавляющий процент публики, я думаю, будет с удовольствием смотреть на все это. Но это просто потакание общему духу времени, общему духу нашей возрожденной древней античности в этом смысле. Так что это последствия нашего полного отступления от христианства. Оно глубинное, это отступление».

Действительно, в современном мире выбор, во что или кого верить, свободный. Может ли быть цензура? Должна ли она быть? Все это уже пройденный этап. До некоторой степени цензура - это и есть возрастная маркировка любого контента: программ, спектаклей, публикаций. И если стоит «18+», значит можно ждать всего, что бывает во взрослой жизни, скажет так. Естественно, детей младшего возраста необходимо от этого беречь. И воспитывать: в школе, в семье, в обществе. Не запрещать и запирать под замок, а именно учить думать, анализировать, формировать кругозор, прививать вкус. Тогда человек сам примет для себя, что и сколько пить, на какие спектакли ходить и что из себя представлять.

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
Скандал вокруг «Ревизора»

 

С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?










  смотреть результаты



С 1 июля повышаются тарифы на ЖКУ. Какая часть от вашей зарплаты уходит на их погашение?










  смотреть результаты