Псковская Лента Новостей |
Рынок соискателя - так описывают сложившееся сейчас положение дел во взаимоотношениях работодатель-сотрудник. Наниматели еще несколько лет назад перестали обращать внимание на образование откликнувшихся на вакансию. Теперь уже неважен и опыт, в тренде конкретные навыки. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера считает, что такой подход может привести к отказу от массового высшего образования и вернуть его ценность. В своей авторской колонке она рассказывает, как рынок труда прошел путь от едва ли не проведения УЗИ на собеседовании до точки, где оказался сегодня.
Этим летом ко мне подошла знакомая за советом. Раздумывала, не пойти ли ей учиться на заочку. На мою удивленно приподнятую бровь: «На фига?» - замялась. Слово за слово, выяснилось, что у человека нет высшего образования. И человека это сильно смущает. У «всех» вокруг есть, а у нее только среднее специальное. Диплом по творческой профессии, а работает она с цифрами. Хотела бы по диплому, но надо ребенка кормить, художественное творчество стабильный доход начнет приносить далеко не сразу, а кушать хочется каждый день, да и осеннюю куртку ребенку не нарисуешь. А к учебе знакомая присматривалась вообще по третьей специальности. Цель-то - не работать потом по новому диплому, а «чтобы было».
Прямо сейчас формируется новый подход к поиску работников, говорят аналитики. Важен уже даже не опыт, а конкретные навыки. Умеешь писать грантовые заявки? Добиваться нужного результата от искусственного интеллекта? Крутить конкретную гайку на конкретный болт? Неси трудовую! Конечно, справедливо это не для всех специальностей. Например, нейрохирургов так не нанимают. Но большое - да что там, гигантское - число россиян работают не по специальности, записанной в дипломе. По данным рекрутеров на 2023 года более половины россиян трудятся не теми, на кого учились. Прямо, как моя знакомая.
Еще в 2019 году два крупнейших портала по поиску работы, Superjob и HeadHunter, убрали из резюме обязательную графу про образование. Хочешь - указывай. Не хочешь - ну и не надо. Удаление строчки стало только фиксацией сложившегося положения. Понятно, что изменения последовали за рынком. А там образование уже давно никого не интересует. Хотя примерно в то же время начали вбрасывать в информационную повестку идею о скором внедрении требования об обязательном высшем профильном образовании для сотрудников подведомственных государству организаций. Снова попытались поставить телегу впереди лошади, ничего нового. Не систему профессионального образования перестроить под реальные потребности экономики и общества, а уже состоявшихся специалистов загнать в аудитории для получения корочек ради корочек. То есть человек работал-работал, добрался до карьерных высот, а забраться не может только по формальному основанию, из-за отсутствия профильного образования. В тот момент реализация такого подхода не состоялась, сначала пришел коронавирус, да и дальше легче не стало. Но кто знает, не вернется ли государство к этой мысли в более спокойные времена? И тогда в очередной отчет можно будет вписать строчку о повышении числа работающих по специальности - бюрократической красоты ради, а больше ни для чего.
Многочисленные программы переподготовки растут оттуда же - из непригодности базового образования к реальной жизни.
Всего каких-то пятнадцать лет назад работодатели относились к соискателям, как свиньи к апельсинам. Разбрасывались потенциальными сотрудниками почем зря. Было ощущение, что ищут единорога: молодого специалиста, но с солидным опытом, при этом не знающего, а потому не отстаивающего свои права и не протестующего против бесплатного навешивания дополнительных обязанностей, покорного, но высоко профессионального. И чтобы никаких декретов! Молодым женщинам на собеседовании чуть ли не УЗИ проводили, выискивая эмбрион. И, конечно, всем нужно было от соискателей высшее образование. Неважно какое, лишь бы было. Соответственно, и учиться многие шли с такой же позицией - неважно, на кого, лишь бы диплом. Этот вот подход к найму тоже повлиял на повальное распространение высшего образования и падение его качества. Вузовские специальности и число поступающих на них абитуриентов слабо пересекались с реальными потребностями экономики. Грубо говоря, институты выпускали продавцов для магазинов электроники - даже на такие позиции требовали диплом о высшем образовании, при этом указанная в нем специальность была мало востребована и плохо кормила. Ценность такого образования была и во многом остается невеликой. Высшее образование стало не более чем маркером того, что его обладатель обучаем, стрессоустойчив и способен осваивать большие объемы информации - обладает теми качествами, о которых было принято писать в резюме.
Сидеть в тесной рубашке в душном офисе больше необязательно.
Многое поменялось за несколько последних лет. Не только прилетели «черные лебеди», непрогнозируемые катастрофические события. Изменился технологический уклад. Появилась та же удаленка, где работодателю все равно, вчерашний ты студент или завтрашний пенсионер, в трусах ли ты сидишь за компьютером, сколько за рабочий день сходил раз покурить. Важен только конечный результат. Плюс проще стало легально заниматься своим маленьким «свечным заводиком» в статусе самозанятого: шить сумки, сколачивать шкафы, давать уроки игры на гитаре. Все это вымывает кадры из традиционного найма. К этому добавились демографические проблемы, банально стало меньше народу. Но есть участки, которые при этом закрывать нужно таким же числом специалистов. Условно говоря, в поликлинике как раньше нужно было четыре сотрудника регистратуры, так и сейчас по утрам там те же очереди. То есть все то же число работников необходимо набирать из сократившегося населения. Значит это только одно, что закрывать другие направления уже некем.
Ну, или рекордно низкая безработица - это если смотреть со стороны сотрудников. Едва ли не впервые в истории России сложилась ситуация, когда работодатель не может диктовать свои условия. Те, кто этого не понял и пытается работать по старинке, рискуют вовсе остаться без кадров. Другие соображают быстрее и делают главную вещь для удержания и привлечения кадров - платят. И в диплом не смотрят. Даже в небогатой Псковской области нашли резерв для поднятия зарплат. Например, на сентябрьской сессии областное Собрание будет решать, на что потратить увеличившийся бюджет. Дополнительные деньги появились не только благодаря федеральным вливаниям, но и налогу с выросших зарплат.
Правда, рост зарплат подъедает инфляция, возгоняемая подъемом ключевой ставки.
Но мы сейчас не про наполнение кошельков. Мы про другую составляющую отношений работодатель-сотрудник. Мы тридцать лет шли и вот пришли к точке, где образование слабо бьется с дальнейшей карьерой. Справедливо это не для всех, но для очень многих.
Знакомая, кстати, одумалась. Ни на какую заочку поступать не стала. Потому что, повторю свой вопрос: на фига? Дело это платное. Несколько лет все вечера, выходные, отпуска будешь сидеть над тетрадками, в аудитории. Или покупать контрольные-курсовые-дипломные, все мы знаем, как порой «учатся» на заочке. Все эти траты ресурса - они чтобы потом что? Знать, что и у тебя есть вышка, как у «всех»? И подпирать дипломом ножку шатающегося стола? Вряд ли при существующих вводных - получить диплом ради факта его наличия - он еще на что-нибудь сгодится. Так что знакомая станет давать мастер-классы по своей художественной специальности. Уже обо всем договорилась. Займется любимым делом без отрыва от зарабатывания на хлеб. Надо же с чего-то начинать.
Хорошо это или плохо - жить в таком мире, где большинство работает не по специальности? Тут уж каждый сам волен для себя решать, кого он видит вокруг - неучей или людей, поспевающих за стремительными изменениями мира вокруг, пока система образования плетется в хвосте.
Юлия Магера
Источник: ПЛН-FM