Версия для печати. Опубликовано на сайте Псковской Ленты Новостей
Псков. Новости. Псковская Лента Новостей

Псковская Лента Новостей


Реплика Донецкого: Особенности национального пессимизма

22.12.2020 11:45 «ПЛН-FM»

На очередной коронавирусной волне и фактическом запрете публичного празднования Нового года народ накрыли мрачные ожидания. По данным последнего опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), ухудшения условий жизни в ближайшее время ожидает каждый третий россиянин

В полной раскладке цифры от ФОМ выглядят так: 32% жителей России прогнозируют ухудшение ситуации в жизни страны в короткой перспективе, изменений к лучшему ждет 21% опрошенных. 37% считают, что изменений не будет. 

Каждый третий в напряженном ожидании худшего – это много или мало? И куда уж, кажется, хуже? Но вот лично меня удивило, что пессимистов у нас в стране всего лишь треть, а не, скажем, половина, или две трети населения. Потому что объективно – ситуация, конечно, стрессовая. Но с другой стороны…

Да, в целом экономика упала на несколько процентов. Это признал и президент Путин на недавней пресс-конференции. Снизились потребление, покупательская способность. Многие перешли в режим «выживание». Все это явные признаки кризиса. Но кто реально и сильно пострадал в пандемию? Кто больше всех жалуется? Прежде всего, сфера услуг и сфера развлечений, то есть предприятия малого и среднего бизнеса плюс артисты. Когда работу кафе и ресторанов ограничивают до 23 часов вечера, а новогодние корпоративы запрещены, то понятно, что это огромный удар по общепиту и массовикам-затейникам. Люди в ахтунге и заполняют соцсети паническими постами. Однако каков реальный процент терпящих бедствие? 

Обратимся к цифрам. По данным Росстата, опубликованным в марте прошлого года, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Это вроде приличная цифра, но, извиняюсь за цинизм, сколько это в людях? По данным того же Росстата – в работе малых и средних предприятий в России занято 19 миллионов человек. Это – 13% от населения страны. Вот и считайте. Грубо округляя, каждый десятый. При этом, опять же, надо понимать, что отнюдь не весь малый и средний бизнес сейчас терпит бедствие. Кто-то, наоборот, сильно приподнялся. Например, сфера доставки товаров, IT.  

По данным доклада бизнес-омбудсмена России Бориса Титова, весной пандемия затронула до 67% малых и средних предприятий, а также ИП. При этом господдержкой смогли воспользоваться только треть признанных пострадавшими компаний. Некоторая общая картина из этих цифр вырисовывается, но в том-то и штука, что все эти цифры с настроениями людей никак «не бьются». Что простому обывателю до всех этих цифр? Он оценивает ситуацию исключительно по себе и состоянию своего кошелька. Как лично у него дела? То есть искать какую-то корреляцию между цифрами Росстата и опросом на тему ожиданий от будущего бессмысленно. 

Так зачем тогда я весь этот огород горожу? А вот за тем, чтобы еще раз указать на разницу между объективной картиной и субъективными настроениями. Нам из года в год повторяют, что, начиная с 13-года, реальные доходы граждан неизменно падают. И мы верим. Потому что каждый может проверить эту тенденцию по ценникам в магазинах, курсу доллара и собственной зарплате. По тому, что он мог себе позволить вчера, и не может позволить сегодня. А если ваши доходы все-таки растут? Тогда вам плевать на все графики экономистов. Но на всякий случай, из суеверия, следует оговориться: «Лучше не стало».  

Наконец все мы знаем, что ожидания ухудшения ситуации в стране могут вообще ни с чем не коррелировать. Это просто такая особенность национальной  психологии: ждать худшего.

Живем-то в зоне рискованного земледелия. Да и весь опыт российской истории учит: «не верь обещаниям, будет только хуже». А если будет хуже, зачем рыпаться? Зачем отстаивать свои интересы, как «желтые жилеты» во Франции? Какие уж тут протесты? С чего? Народ тупо не ходит даже на выборы и только ругает власть. Между тем, если бы этот самый народ только захотел, он бы давно эту власть сменил. Да-да, вполне демократическим и законным путем. При всей кривой нашей демократии этот сценарий вполне возможен. Было бы желание. Встать с дивана и просто проголосовать. Чтобы потом за свой выбор честно ответить. Но в том-то и дело, что этого желания нет.

«А для чего? - спросит народ. – Чтобы потом убедиться, что новая выбранная мной власть ничуть не лучше прежней? Спасибо, не надо. Тридцать лет назад уже выбрали на свою голову Ельцина». Вот и весь разговор. Я, понятно, сейчас чудовищно обобщаю, народ – это все мы, и мы все разные, бедные и богатые, умные и не очень, но в целом, повторюсь, картина именно такая: гром не грянет, мужик не перекрестится. А предсказывать в соцсетях скорый и неизбежный коллапс никто не запрещает. Многие только этим художественным свистом и занимаются. 

Александр Донецкий 

 

Источник: ПЛН-FM

Рейтинг@Mail.ru