Версия для печати. Опубликовано на сайте Псковской Ленты Новостей
Псков. Новости. Псковская Лента Новостей

Псковская Лента Новостей


Жаркий. Зимний. Чей? Последнее о фестивале

15.02.2014 00:42 «ПЛН-FM»

«Еще одно, последнее сказание» - о XXI Пушкинском театральном фестивале в Пскове. На этот раз в контексте тех социологических результатов, которые получил Институт регионального развития, исследуя фестивальную аудиторию. Потому что исследовать «новую псковскую» ТЕАТРАЛЬНУЮ аудиторию возможности пока нет. Как заметил и.о. директора театра Сергей Дамберг, «у нас театр пока не накопил репертуара — 2 спектакля прошло до фестиваля».

Кстати, если кто-то упустил: теперь ИРР - наш рассадник умеренного либерализма - будет проводить свои семинары в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина. Но ничего личного: театр готов предоставить площадь всем желающим что-нибудь обсудить, изучить и исследовать. Более того, участники дискуссии со стороны Института регионального развития тонко подчеркивали свою дистанцированность  от театра, а тем более от его закулисья. Хотя постоянный модератор дискуссии Сергей Дамберг иногда и вынужден был предупреждать слушателей: вот здесь он говорит как директор театра, а вот здесь — как обычно.

«Такие традиции нас не интересуют»

Как научный руководитель ИРР он жалел своих сотрудников, которых «фестиваль разорил». Как директор театра удивлялся, сколько, оказывается, народу считает нормальным получить билет в театр бесплатно (по статусу или по знакомству). Боюсь, что если дело в театре пойдет, то Сергею Вадимовичу придется учиться отвечать по телефону женским голосом: «Забыл телефон в кабинете. Сама его ищу». Завлит театра Юрий Стрекаловский посетовал, что во время фестиваля из-за билетов у него испортились отношения даже с родственниками (а мы добавим, что не только с родственниками, и не только из-за билетов). В общем, все признаки успеха Пушкинского фестиваля были налицо. И социологи доказывали это цифрами. Правда, отметим (да завсегдатаи фестиваля это и так знают): это первое подобное исследование за  20 лет.

День открытия фестиваля. И.о. директора театра Сергей Дамберг (в центре)

Его презентации предшествовало слово Сергея Дамберга: «Вы увидите, что очень много зрителей, которые, как мы и ожидали, впервые пришли в театр. Нам интересно, что же будет с публикой, как она сформируется заново. Поскольку театр изменился во всех отношениях. Я могу вкратце напомнить, что мы исследовали публику театра в тот период, когда он был закрыт. И тогда ( в июне 2013 года) мы выяснили, что ядро публики составляли женщины 50-70 лет. И всё это одно другому соответствовало. Я имею в виду и репертуар театра, и гастрольную политику театра, и состав публики. Для иллюстрации: к нам как-то обратился директор одной из псковских школ с заманчивым предложением о сотрудничестве. Предложение следующее: мы у вас в театре проведем линейку или какое-то мероприятие (к 1 сентября, очевидно). За это школа готова поставлять старшеклассников, чтобы не было совсем уж пустого зала. И нам говорили, что это традиционно так».

«Надо поддерживать традиции», - рассмеялся в этот момент социолог Дмитрий Лебедев. Хотя для большинства собравшихся такие предложения выглядели, скорее, как инновация: кому нужна линейка в театре 1 сентября?

«Я вам смело могу сказать, в данном случае как директор театра, что такие традиции нас, конечно, не интересуют. Если у нас будут спектакли, ненужные зрителю, мы будем отказываться от таких спектаклей, даже если они кому-то нравятся. Но заполнять искусственно пустоту зала подневольными студентами или школьниками мы не будем. И проводить частные корпоративные мероприятия или школьные линейки в театре мы не будем», - торжественно пообещал Сергей Дамберг. 

В театр, на ярмарку невест

А теперь к исследованиям. По географии сюрпризов нет. Как заметил руководитель проекта Дмитрий Лебедев: «ничего сногсшибательного».

87,5% зрителей фестиваля – это псковичи, 4,5% - жители районов Псковской области 9в основном, ближних к Пскову), Питер – 3%, Москва – 2%, другие города 1,3%, 1,7%. - другие страны.  «Это старт или продолжение прошлого «успеха» фестиваля?»  - задался вопросом Дмитрий Лебедеве (причем «закавыченность» успеха подчеркнул).  

«Региональная структура плохая — я вижу это как проблему. Надо убедить, хотя бы жителей Санкт-Петербурга, что здесь действительно есть нечто стоящее, чего в Петербурге не увидишь. Я не имею в виду, что люди будут в массовом порядке ехать только на спектакли. Но фестиваль точно должен стать поводом для развлекательно-театрального тура», - согласился Сергей Дамберг.

Особенную гордость исследователей вызывал возраст зрителей. «Театр — это единственная площадка, где встречаются равным образом все возраста. В городе такой площадки, насколько я понимаю, больше нет», - считает Дмитрий Лебедев. «А кино?», - удивился художник Александр Бушуев. «Филармония», - чуть ли не по слогам подсказала искусствовед и журналист Ирина Ефимова.  Но исследователи с ними явно были не согласны. То, что на фестивале сошлись те, кто моложе 18 (5%) и те, кто старше 65 (13%), вызывало у них неподдельный восторг.

Больше всего было зрителей в возрастной категории 55-64 лет (20%), почти столько же (19,9%) людей в возрасте от 45 до 54 лет. Значительное «провисание» в категории зрелых и активных: зрителей в возрасте 35-44 лет было лишь 11,6%. Чуть больше пришло тех, кому от 18 до 24 – 12,8%, еще больше зрителей 25-34 лет – 17,7%. В общем-то, практически полное совпадение с демографической структурой города Пскова.

По мнению Дмитрия Лебедева, «гендер - самое удивительное: на 1 кавалера — 4 дамы».

«Это поразительно. Наши бесстрашные диванодавы сидели дома, а дамы ходили в театр. А расклад в городе: 45% мужчин на 55% женщин. То есть четверть мужчин не ходят (или не пришли) в театр. Фестиваль пушкинский, но еще и женский», - открыто удивлялся этой ярмарке невест социолог. А его научный руководитель и директор театра вновь признавал: «То, что  женщины настолько превалируют — это тоже проблема театра. Театр не сумел привлечь более пассивную часть города. Псков вообще женский город. И я боюсь, что мы не сумеем удержать внимание молодежи».

В целом же, уникальных посетителей у фестиваля было 1500 человек. И впервые на этот фестиваль попала ровно половина: 700-800 человек. То есть в прошлом году на фестивале был каждый третий от сегодняшней публики. «Правда ли это, что в прошлом году было всего 500 человек — надо проверять, хотя бы по билетам. И это тоже отличный результат, когда каждый второй — пришел впервые», - Дмитрий Лебедев радовался за театр как за себя. И вновь вступал голос разума – Сергей Дамберг: «Детские спектакли нужны. У нас вообще очень мало контента для детей. Будем стараться. Но я еще обратил бы внимание на тех стариков, что раньше не ходили в театр. Потому что все новые зрители принципиально важны. Что движет людьми, чего они хотят?».

Театр купить могу, билет - нет

Реакция опрошенных на ценовую политику поразила уже слушателей, а не исследователей. По словам Дмитрия Лебедева, «две трети всех наших респондентов отвечали, что цены вполне приемлемые». И у тех, кто попал впервые — претензий к ценам меньше. 17,5 % впервые попавших даже считают, что дешево. «Не знаю, более это состоятельная публика или нет. Но они к этой ценовой политике относятся либерально», - с удовлетворением констатировал докладчик.

А Сергей Дамберг добавил интересное наблюдение: «У нас нет такой ситуации, когда люди с большим достатком покупают более дорогие билеты. Я не хочу переходить на фамилии («А бронирование у нас по фамилиям», - пошутил Юрий Стрекаловский), но люди, которые могли бы приобрести театр целиком, покупают билеты по 600 рублей».

Из важной информации: господин Дамберг заверил, что театру важно сохранить возможность для студентов и пенсионеров покупать билеты за сто рублей. С Союзом пенсионеров будут сотрудничать точно. «Конечно, ценовая полтика театра не должна уходить в демпинг. Но театр должен быть общим — он не для богатых, это Народный дом. Я думаю, что такого риска у нас и нет — стать театром для богатых. Мы пристально наблюдали за теми, кто покупал самые дорогие билеты. Это не самые богатые, а самые мотивированные люди, театралы», - поделился Сергей Дамберг. И согласился с тем, что цены могут и будут влиять и на репертуарную политику. «У нас есть большое количество разных популярных деятелей, в том числе тех, кто приезжает со спектаклями, которым интересна только касса. Мы не так давно общались с директором филармонии Галиной Ивановой. Они тоже хотят, чтобы у них шли концерты, а спектакли в театре, который для этого более технически оснащен. Но есть такие ребята, которым не важно — что и как освещено. Где 800 кресел, там и работаем. Мы от такого сотрудничества будем отказываться. Будем приглашать тех, кто дает высокое качество того, что происходит на сцене. Вот у нас был спектакль, где зрителей было 100 и сколько-то сидело на лестнице. Но качество было потрясающим», - вспомнил директор театра «Пушкинский утренник» Школы драматического искусства.

Дешевыми в самом хорошем смысле показались публике французы: и спектакль «Декабристы», и русско-французский концерт . Дороги были «Онегин», «Пушкинский утренник», «Реквием по Сальери». А про «Евгения Онегина» от театра на Таганке сказали, что дорого — только четверть. То есть чисто психологически Таганка показалась не так дорога как Кулябин!

Супермаркет лекторов

По информации Дмитрия Лебедева, новая публика была наиболее активна и на других мероприятиях – не на спектаклях: на кинопоказах выставках, лекциях. И, оказывается, к ним там тоже обратились с вопросом: а готовы ли они платить за это?

Не готовы платить вообще – треть, особенно кинопоказы и семинары. Более готовы — выставки, хоть 50 рублей, но готовы отдать.

«Лекции  - неожиданный и успешный формат. На лекцию Ольги Седаковой даже ограничивали вход, потому что там хвост со стульями уже загнулся вокруг лектора. Но меня больше впечатлило когда на лекцию Павла Руднева в половине одиннадцатого вечера пришло человек 70 — фактически полный зал. Будем продолжать», - пообещал Сергей Дамберг, сразу успокоив публику на тот счет, что платность таких мероприятий – идея пока завиральная.

Кстати, в марте, возможно, будет неделя польского кино. И поляки кино разрешили показывать бесплатно и даже присылают лектора. А вот предновогодняя неделя французского в этом смысле была другой: французы  - сказали, что только за денежки и пополам. «Так что французское кино в легкий минус (надо же было выводить людей на работу, обеспечивать гардероб, свет, звук), но зато как было хорошо», - вспомнил Юрий Стрекаловский.

Художник Александр Стройло и Юрий Стрекаловский

У него и понитересовались: а платили ли лекторам гонорар? И какой – в среднем?  «Если бы был супермаркет с лекторами, мы бы может, выбрали среднюю цену. Но Ольге Александровне Седаковой — первой, с кем я начал общаться еще в декабре, я сказал, что мы оплатим дорогу, проживание. Гонорар — можно обсудить. Она отказалась от гонорара», - рассказал завлит театра. И больше, чем она, никто не собрал аудиторию.

Затем подвели предварительные пресс-итоги. Понятно, что больше писали о фестивале региональные журналисты, но театр еще надеется на «отписывание» и подготовку прочих сюжетов со стороны федералов. Районные газеты ограничились перепечатками – по массе объективных причин. Господин Дамберг неожиданно попенял прессе, в которой увидел «желание не выносить сор, сглаженные интонации, недосказанности, подтексты для своих. Нам бы хотелось, чтобы тексты были понятны не только тем, кто работает в театре. Хотелось бы, чтобы они были понятны и тем, кто ходит в театр или собирается туда пойти». Ну, как говорится – если просите… Будем работать над собой!

Подвиг видеоинженера

А директор театра продолжил: «Люди не приходят в театр не потому, что им нужно только пиво и футбол. Люди не приходят по тысячам причин. Но им все равно интересно: хорошо ли это было? Что же такое построили в центре города вообще? Хорошие или плохие спектакли туда привезли? А эти 150 человек, которые  работают в театре — они хорошо или плохо работают? Про это вообще никто ничего не говорил».

Тут надо признать, что Сергей Дамберг действительно молодой директор театра ( и даже еще не назначенный им официально). Понятно, что если бы команда театра на фестивале сработала плохо, об этом знали бы все. Но поскольку об их работе молчат, то, значит, сработано хорошо.  «Но мне было обидно, потому что я наблюдал, как работали эти люди. А когда сводится всё к тому, Сенин понаехавший, Дамберг понаехавший. Конечно, понаехавшие, но кого это интересует? Мы же не Алла Пугачева. Но вот был спектакль «Декабристы», там были субтитры. Наш видеоинженер, который, я так понимаю, давно работает в театре, получил некий файл, который был не пригоден по техническим причинам. И нам надо было эти слайды переделать — сделать заново. Он сел и сделал за ночь 580 штук, не заикаясь о том — заплатят или нет. Просто потом за перекуром рассказал мне. Это конечно внутреннее дело театра, мы потом его поощрим. Но не об этом речь, речь о том, как люди работают!», - искренне пытался объяснить Сергей Вадимович.

И удивил двумя вещами: приверженностью к удобному для «понаехавших» мифу о псковской ненависти к варягам (как говорит один мой друг «но не любим мы вас не за это»). И трепетом от первого столкновения с потогонной фестивальной системой. Тем не менее, на псковских фестивалях (и в дни показов, а особенно премьер) люди работают именно так. Всегда. Это действительно работа такая, выбор такой! И, конечно, им браво. Но самая высокая оценка их труда, повторюсь, в том, что зритель не заметил подвиг видеоинженера или монтировщика сцены. Вы главное - поощрить не забудьте.   

Чтоб не рухнул потолок

На семинаре по итогам фестиваля директор озвучил штатную численность по театру: 138 человек, 8 вакантных мест. Чуть меньше 10 были наняты на период фестиваля. У артистов 32 ставки. Три вакантны с 1 февраля.

Из бытовых вопросов: когда нормально заработает сайт театра – неизвестно. Хотят его сделать «идеологически новым»… В общем, не завтра. В смысле текущей работы желают выйти на режим нон-стоп — при тех средствах, которые вложены и при тех, возможностях которые есть. Возможностей, кстати, даже больше, чем надо. «Такого арсенала всего и вся у театра не было даже в советские годы», - считает Сергей Дамберг. На большой сцене очень мощная световая аппаратура. При съемке засвечивает насмерть лица. А у звуковой аппаратуры возможностей больше, чем у здания. Если включить её на полную мощность — рухнет потолок. «Это правда», - серьезно говорит Юрий Стрекаловский. Так что есть над чем работать. Мягко говоря.

И особенно много надо работать над отношениями – внутри коллектива. А то спрашивает директор Молодежного центра Виктор Рулев – когда же выпустят готовую уже постановку Виктора Яковлева – спектакль «Солдатики»? Ребята из центра смотрели ее генеральную репетицию на радиозаводе, и всем очень понравилось… Молчат директор и завлит. Даже от ответа не уходят. Молчат. А спросят про репертуар – говорят, что старые спектакли будут восстанавливать. Уж не Радуна ли?

Хотя у худрука Василия Сенина по всей стране много понаставлено. Если в Псков привозить хоть раз в месяц, сезон-другой можно протянуть.

Елена Ширяева

Источник: ПЛН-FM

Рейтинг@Mail.ru