Псковская Лента Новостей |
Завтра, 11 февраля в Петербурге в театре Европы будет показан спектакль французского театра L`Union и Лиможской театральной академии «Декабристы. Санкт-Петербург 1825». Но всероссийская его премьера состоялась в Пскове 9 февраля - в рамках Пушкинского театрального фестиваля (ФОТОРЕПОРТАЖ).
И я снова не могу не вспомнить разговор писателя с президентом (почти что поэта с царем, да?) на псковском культсовете 3 февраля: «...мы ставим «Нулина», а площадь стоит 14 декабря где-то там. «И нет Трубецкого» – говорит она». Не знаю, был ли Валентин Яковлевич Курбатов в театре 9 февраля, но, думаю, он оценил бы: и вставший зал, и художественного руководителя Псковского академического театра драмы имени Пушкина Василия Сенина с белой ленточкой на пиджаке. Стоит площадь, стоит. И нет Трубецкого...
Вы помните, как быстро в постсоветское время декабристы стали для всех недостаточно хороши? Новые русские либералы упрекают их в половинчатости задуманных реформ. И даже в обмане народа! Мол, простые солдаты, стоявшие на Сенатской, кричали: «Да здравствует Конституция», думая, что это имя жены великого князя Константина, отрекшегося от престола в пользу Николая...
Для новых русских консерваторов (известной партийности) они едва ли не враги Отечества. Впрочем, для этих господ нормально путать личную безопасность и обожаемую (личную же) стабильность с благом для Родины. Они мыслят очень... по-николаевски. То есть не могут для себя ответить на вопрос: зачем эти люди вышли на площадь? Если не за другого царя — то за кого?
В «Декабристах» есть замечательный диалог Николая I и его младшего брата — великого князя Михаила Павловича. Новый царь не понимает в честь чего такой кошмар на заре его царства, а брат лишь укрепляет его опасения. Он подходил к мятежникам и видел: «Среди этих лиц нет ни одного похожего на Григория Орлова»...
Это должны были понять артисты «Декабристов». Такие молодые, такие французы... После спектакля хотелось их спросить: надо ли было им, европейцам XXI века, объяснять во время работы над спектаклем — что такое желание свободы? Но они сразу сказали, отвечая на другой вопрос — о чем они играли: «О свободе». О ценности, увы, не самой востребованной в современной России, которая так охотно забывает декабристов. И с еще большей охотой подозревает своих новых стояльцев на площади в... Да всё в том же: от измены Отечеству до банальной меркантильности. Поэтому сегодня почти опасно вспоминать тех дворян, которые вышли на Сенатскую, чтобы уничтожить СОБСТВЕННЫЕ привилегии. И видели в этом благо - опять же не для себя.
Очень русская история, рассказанная на французском (даже русские имена произносились с французским прононсом — ПавЕль, МишкА). Для зрителей — субтитры. И песни одинаковой русской пронзительности. И гранит Петербурга, и постамент Медного всадника... Сценическое пространство легко становится площадью, на которой мужики в коричневых рубахах собирают трупы («да хоть бы и всех убили, главное, чтобы покой» - такой «Уралвагонзавод» 1825 года). Или домом, в котором жена Кондратия Рылеева пытается остаться в своем уме после ареста мужа: всё будет хорошо, муж вызван для объяснений, только надо найти этот том истории Карамзина (восьмой или девятый?), только надо найти...
Неужели они могли верить в успех восстания? Три тысячи мятежников против двенадцати тысяч верных Николаю! Да, в спектакле есть несколько вариантов «альтернативной истории». О них рассказывает поручик Николай Панов, поднявший своих гренадеров призывом, которым, по его же словам, в России можно поднять кого угодно на что угодно: «Наших бьют!» (кричал по-русски!).
Так вот он со своими ребятами не сразу оказался на Сенатской: сначала чуть не захватил Зимний, потом чуть не захватил Петропавловку... Любой из этих вариантов мог привести к той смешной сцене, когда Николай I балетным пируэтом летит в объятия декабристов, а потом удаляется со сцены, посылая им воздушные поцелуи. Но горячка боя, бешеный бег, единственная мысль — прорваться к своим. Под расстрел картечью на Сенатскую...
Николай Панов должен был жениться через два дня. Пойти под венец. Зритель «Декабристов» и знакомится с ним на «мальчишнике»: хохот, бутылка шампанского, белая туфелька, из которой пьет жених. Всё под песню «сплинов»: «И лампа не горит». Удивительно, но в этой песне есть строчки: «На площади полки, темно в конце строки». Пошел под венец Николай Алексеевич Панов, но не под брачный — под терновый.
«Идеи декабристов были превзойдены следующими поколениями русских революционеров. Их художественные достижения остались в тени их современников», - звучит со сцены беспощадная правда. Тогда зачем всё это было?
Борис Голлер, автор тех произведений, по которым поставлены «Декабристы» («Петербургские флейты», «Сто братьев Бестужевых» и «Вокруг площади») в этой связи всегда вспоминает высказывание Юрия Лотмана: «Их особая роль в создании на Руси нового типа человека оказалась непревзойденной и, своим приближением к норме, к идеалу, почти равнозначной поэзии Пушкина».
Сколько лет из нас по капли выдавливают этого нового человека?..
После спектакля артисты вспоминали, как Антон Кузнецов — их режиссер и учитель, привозил их в Петербург, где они прошли, прочувствовали, прожили всю эту историю. От той поездки остались три кассеты, тетрадки с записями.
Антон не успел закончить спектакль. Он умер внезапно, 11 июня 2013 года, не дожив до 46 лет...Русский режиссер, заслуженный артист России, театральный педагог. Последние семь лет жил во Франции. Завершали его проект родные и близкие: Эрик да Коста, Юрий Красовский, жена Антона — Вера Ермакова.
А Борис Александрович Голлер приехал в Псков на премьеру. Днем он читал в фестивальном клубе лекцию «Декабрь1825. Психология времени», вечером вместе со всеми смотрел спектакль. И после него представил подошедшим поздравить журналистам актрису, игравшую в первой постановке «Сто братьев Бестужевых». Этим спектаклем открылся Ленинградский молодежный театр — театр на Фонтанке. А актриса — Ирина Федорова, сейчас она работает в ГТРК «Псков» режиссером службы новостей.
Сколько всё же этих сближений — не знаю только странных ли... Начался фестиваль с «Нулина», которого Пушкин закончил 14 декабря 1825 года. А «Декабристами» почти закончился. Но нет — еще не закончился. Сегодня в 19.00 «Покаяние и прощение» от Большого театра кукол из Санкт-Петербурга. Постановка Руслана Кудашова. Какая всё же потрясающая драматургия у XXI Пушкинского фестиваля.
Елена Ширяева
Источник: ПЛН-FM