www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
27 января 24 января 28 января 23 января 27 января 29 января 27 января 22 января Телефон прямого эфира 28 января 27 января 24 января 24 января 22 января 27 января Телефон прямого эфира

Философия исторического облика

20.06.2013 10:18 «ПЛН-FM»

В сувенирных магазинчиках по всему миру продаются разнообразные изделия с аляповатыми видами местных достопримечательностей. То башня с мирно пасущейся козочкой, то покосившаяся церквушка, то замок с какими-то неведомыми рыцарями, то лес да нефтевышка, если ничего более интересного в городке не имеется. Есть города старые, к которым ещё римлянине руку приложили, есть помоложе, есть и совсем молодые. И чем старее город, тем острее встает вопрос о том, а каков вообще «подлинный» облик этого города. Вот Рим, например, это капитолийские древности, амфитеатр, средневековье, эпоха Возрождения, барокко, а может быть XIX век - Корсо и вокзал Термини, эпоха Муссолини, или современные деловые центры и гипермаркеты? На открытках из Рима не найдёшь изображения гипермаркета, там всё больше колизеи да термы, но это не значит, что гипермаркетов в Риме нет. Вот Рим во всей своей истории и есть подлинный Рим, и современный Рим – это Рим, и через сто лет, возможно, появится на открытке и современный нам гипермаркет. А посмотрите фотографии современного Лондона  - это колоссальное наслоение эпох, стилей и обликов. Живой город не боится меняться, так как изменчивость это и есть жизнь города.

За многими городами закрепляются определённые стереотипы визуальных силуэтов. Такие города превращаются в собственные открытки и консервируются в неких извечных красотах из соображений по большей части туристических. Так законсервировались Венеция и Флоренция. Некоторые города, наоборот, очень динамичны и изменчивы – таковы, например, Париж, Брюссель, Лондон. Когда в Санкт-Петербург приехал один знаменитый британский архитектор, он сказал так: «Это, возможно, красиво, но точно уж очень трусливо!»

Вот эта оппозиция «трусости» музейного объекта и «смелости» динамичной современности и является основой зачастую очень горячих споров – по всему миру, где-то острее, где-то спокойнее. А глубинная основа таких споров, на мой взгляд, это – картина детства или картина яркого впечатления. Да, вот именно так – воспоминание о подлинном, незабвенном, что можно утратить, забыть и потерять, но что представляет собой основу всего личного и непреходящего. К лубочной эстетике исторической красоты это может не иметь никакого отношения.

Всю свою жизнь из своего окна я видел только нестройные ряды и прямоугольники кирпичных и блочных домов советской эпохи. Их уродливые силуэты и рваные образы – это фон моей памяти. Закатные лучи создают невообразимые узоры на верхних этажах дальних девятиэтажек по Юбилейной. Я видел коробки котельных и заводов, пыльные тополя, балконы, заваленные хламом и заготовками на зиму, автобусы «Икарус» – перекошенные на один бок, с рваной гармошкой, а за улицей Рокоссовского в полях борщевика таились канавы мелиорации. И вот я трусливо берегу в своей памяти эти «родные просторы». Если некто все это перестроит, улучшит и превратит в красоту женевского пригорода, я буду искренне плакать, хотя умом и всеми руками буду за такую трансформацию. И вот что важно: современный ребенок видит современный город и именно он для него будет основой памяти о прошлом и, скажем, немыслимое уродство «Империала» будет для него яркой картиной детства.

Почему мы не можем продолжать быть детьми и естественно жить в открытой впечатлениям, меняющейся среде? Просто, такова жизнь. Но что мы можем сделать, что от нас требуется? На мой взгляд, нужно, прежде всего, пытаться создавать такие силуэты и образы, которые были бы, по крайней мере, живыми, подлинными, интересными, оригинальными и осмысленными. Нужно сделать так, чтобы наши дети несли в своих воспоминаниях нечто более стоящее, чем помойка или какая-нибудь архитектурная мерзость. Облик города должен быть живым и интересным, а историчность этого облика – это лишь компонент этой целостности. Есть у меня такое убеждение: что-либо сохранять имеет смысл только тогда, когда что-то создаешь. Такая вот диалектика. Сохраняя своё воспоминание, создавать воспоминание для будущего. Беда лишь в том, что в отсутствии творчества, вкуса и элементарной адекватности эта установка становится зачастую просто губительной.

Артем Верле,

кандидат философских наук

Источник: ПЛН-FM





 

К кому вы обращаетесь за помощью в решении своих проблем?














  смотреть результаты



К кому вы обращаетесь за помощью в решении своих проблем?














  смотреть результаты