«Дневной дозор»: Ощущают ли партии кризис позиционирования, идей и людей?
Российская политическая система сформировалась более 30 лет назад. Большинство партий, представленных в Госдуме и Заксобраниях, «зашли на поляну» в конце 90-х и начале 2000-х. С тех пор многое поменялось: обстановка внутри страны, весь мир, избиратель, и сегодня политологи и социологи говорят о том, что имеющиеся в России партийно-политическая палитра изжила себя и не соответствует реалиям сегодняшнего дня: в политическом пространстве прочно укрепилась «Единая Россия», а оппозиционные парламентские партии (причем, не отдельно взятые, а все) испытывают глубочайший кризис. А если быть точнее, целых три.
По итогам сентябрьских выборов текущего года Центр политической конъюнктуры совместно с Консалтинговой группой «Полилог» выпустили доклад, в котором проанализировали основные результаты, тренды и особенности партийных кампаний на выборах этого года. Главный вывод аналитиков гласит, что Единый день голосования-2024 стал первой репетицией перед выборами в Госдуму 2026 года, которая удачно сложилась только для партии власти - «Единой России», а на системную оппозицию повлияла отрезвляюще и выявила у нее три вида кризиса.
Первый — кризис позиционирования. Все политические игроки предлагали меры поддержки бойцов СВО и их семей, однако в глазах избирателей тема оказалась приватизированной единороссами. А собственную нишу оппозиции нащупать не удалось, хотя у нее и были попытки сыграть на миграционной повестке. Второй кризис — кризис идей. Четкий образ будущего для регионов оппозиционные партии предложить избирателю не смогли — кандидаты касались либо общефедеральных вопросов, либо локальных тем, касающихся муниципалитетов. И, наконец, кризис людей: в региональных кампаниях единороссы взяли абсолютное большинство мандатов в округах, а оппозиции пришлось довольствоваться единичными победами, в связи с чем эксперты заявили о тотальном провале системной оппозиции и связали его с нехваткой ярких кандидатов на местах.
В наших программах мы уже не раз говорили о том, что «старые» оппозиционные партии испытывают кризис, у населения есть запрос на перемены и желание видеть в Госдуме, региональных парламентах и муниципальных Собраниях что-то новое, свежее. Но по факту оппозиции нечего предложить избирателю — ни искрометных идей, ни харизматичных лидеров, ни убедительной программы. И это представляет серьезную проблему для архитекторов российской политической системы. Куда идти дальше? Чем партии могут удивить народ? Партийной сувениркой? Избитый ход. Деньги людям раздавать, как в свое время делал в той же Псковской области ныне покойный лидер ЛДПР Владимир Жириновский? Крутых артистов привозить с бесплатными концертами, как в 1996-м кандидат в губернатор Владислав Туманов, а позже - Евгений Михайлов? Или, может, уже пора выпускать клоунов с медведями?
Многие понимают, что этой модели надо придавать новое дыхание. Причем, это касается и «Единой России», которая вечно побеждает, и оппозиции. А согласны ли лидеры псковских региональных отделений партий и лидеры общественного мнения с тем, что что-то не так? И что, по их мнению, надо делать, чтобы партии и их кандидаты были интересны? Об этом — в программе «Дневной дозор».
Источник: ПЛН-FM